Новости

«Беседы с батюшкой» от 27 января 2016 г.

(Текст — расшифровка передачи)

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга.

– Январь – очень праздничный месяц: начало года, светский Новый год (кто-то отмечает, кто-то нет), Рождество Христово, день памяти величайшего подвижника Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского, Крещение Господне, Обрезание Господне, а сегодня отдание праздника Богоявления. Всегда эти торжества несут с собой свет, радость, проходят какие-то приходские концерты, мероприятия, выставки и так далее. Могли бы поделиться, чем отмечены эти торжества в Вашей приходской жизни?

– Как Вы перечислили, примерно так все и было. Да, действительно, январь отличается от остальных месяцев года, хотя, собственно, в любое время можно найти повод для какой-то духовной радости. Скажем, летом у нас тоже особые события, например, престольный праздник храма, но это отдельная тема, отдельная подготовка, отдельные мероприятия. Каждой весной праздник праздников, торжество из торжеств – Пасха Христова, к которой мы готовимся целый Великий пост.Все это связано с жизнью каждого православного человека.

Так сложилось, и Промыслом Божиим так устроено, что в январе есть и светские праздники, и церковные, и многодневные выходные, когда человек может немного отодвинуться от какой-то житейской суеты и более полно отдаться православным праздникам. Здесь главное – правильно подойти к делу, определить для себя: а что для меня этот праздник, как это касается меня и как я к этому отношусь? Потому что из всего можно получить как пользу, так и вред. Например, дошло до того, что часто люди, говоря о Рождестве, о Христе вовсе не вспоминают. Мы видим на открытках поздравление«С Новым годом и с Рождеством!»А где упоминание о Спасителе мира, о Боге, Который стал человеком ради тебя, человек, чтобы ты смог жить вечно, смог исполнить то предназначение, которое Бог о тебе задумал? О Боге не вспоминается, и от этого потихонечку получается, что христианский праздник Рождества Христова становится каким-то обычным событием – просто еще один выходной. Если мы забыли о Господе, то как проведем этот праздник? Безбожно, ни больше ни меньше.

– Это, наверное, отдельная тема для разговора.Часто в средствах массовой информации мы встречаем новости из Европы о том, что запретили поздравлять с Рождеством Христовым, но можно только с Рождеством – такая политкорректность. Мы с коллегами тоже рассуждали на эту тему: есть ли у нас такие проявления, и многие сказали, что действительно, поздравляя с праздником Рождества, многие не понимают, чье Рождество отмечается.

– Что самое печальное, не понимают ни взрослые, ни дети.Дети не понимают, потому что их некому научить. Если папа с мамой не акцентируют внимание на том, Кто родился в этот день, что такое вообще Рождество, Чей это день рождения, то, соответственно, им нечего сказать и своему ребенку. А ребенок это невежество несет дальше по жизни. Так что праздников много, и надо определяться: какое отношение они имеют лично ко мне, и как я к ним отношусь.

– Есть еще интересная статистика о том, что постные дни составляют большую часть (на несколько дней больше) от общего количества дней в году.

– Хотя в этом очень важный смысл. Если задумаешься, посмотришь церковный устав, видно, что исторически все сложилось очень органично и удобно для человека. Пост – как это здорово и как удобно для человека. Но опять же для многих людей это будет, наверное, непонятно, они скажут: «Что в посту может быть удобного? Ущемляешь себя в чем-то».Кто-то более добросовестно к этому относится, кто-то – менее, но, как правило, человек думает: «Скорее бы уже пост прошел, скорее бы праздник, тогда бы я попраздновал». Забыв о том, что пост – это время удивительное само по себе, то, без чего праздника в принципе быть не может, он не получится.

Приведу такой пример: существуют такие объявления, даже реклама «Продаю диплом (о высшем образовании, предположим)». И кто-то для себя решает: зачем мне учиться где-то 5-6 лет, можно пойти, заплатить какую-то сумму денег и купить у нечестного человека такие вот «корочки», где будет написано, что я физик-атомщик, к примеру. А я последний раз физику учил в 9-м классе, после которого пошел в ПТУ и больше с физикой особо не сталкивался. И вот диплом на руках есть, а образования нет, то есть, нет труда, нет подготовки, нет усилий, нет формирования меня как специалиста в данном направлении. Так же и здесь: если мы пост уберем, оставим лишь одни торжественные события, они вообще пройдут мимо нас. Кстати, может быть, и Рождество Христово перестает быть Христовым для многих людей потому, что нет той тщательной, трудной (подчеркну) подготовки к этому событию, когда человек готовит себя к встрече именно с Живым Богом. Когда же в моей жизни нет ни духовных переживаний, ни духовных перемен, событие хотя и произошло, но я как Господа не чувствовал, так и не чувствую; Он меня нечто абстрактное, эфемерное, где-то существующее, но ко мне никакого отношения не имеющее, для меня Его нет, и что собственно о Нем вспоминать? Тогда Рождество –лишь повод не ходить на работу, а Рождества Христова для меня нет, потому что Господь как был для меня далеким, так абсолютно далекими остался. Все связано, поститься – значит получать возможность переживать те события, о которых мы с вами говорим.

– При этом еще такой нонсенс – несмотря на то, что большая часть дней в году постная, каждый день еще и праздник! Но это уже отдельная тема.

– Опять же что мы вообще подразумеваем под праздником?

– Вопрос телезрительницы из Московской области: «У меня такое горе: 10 декабря умер мальчик 35 лет, он был больной,не ходил (детский церебральный паралич). А после сорока дней умер второй сын, который меня содержал. Как мне это горе пережить? Я прошу у Господа Бога прощения:я роптала в первые дни, почему Он не меня забрал, а его. Сейчас поняла, что так Богу угодно. Но как мне пережить это? Может, какую-то молитву читать? В храм по воскресеньям я хожу».

– Соболезную Вам в этом постигшем Вас событии. Это очень все непросто. Можно сказать много слов, но чтобы сердце перестало переживать из-за той утраты, которая Вас постигла… Дай Бог Вам веры, чтобы Вы действительно понимали, что у Бога ничего не бывает просто так, все у Него продумано, на всё свой порядок, на всё свое время. Конечно, было бы логичнее, чтобы дети хоронили своих родителей, но Господь устраивает иногда по-другому. Почему? Может быть, еще и для того, чтобы Вы молились за них. Потому что часто дети, в отличие от родителей, о Боге долгое время не вспоминают и не заботятся о своих усопших родственниках. Может быть, для этого, а может быть, есть еще какая-то причина. Одно понятно: у Бога не бывает ошибок.

Нам всем нужно помнить, что смерть – это не тупик. Господь Своим пришествием, воскресением устранил проблему смерти: разделения души с телом. Мы все живем в надежде на воскресение из мертвых, на воскресение настоящее, абсолютное, в жизнь вечную, это то, что является центром нашей веры. Апостол Павел говорил, что если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна, то есть напрасна. Мы верим, что это так и есть, это наша надежда. И дай Вам Бог надеяться.

А что делать? Средство одно, очень простое – будьте с Богом, причащайтесь как можно чаще. Слава Богу, что есть возможность в воскресенье ходить в храм. Исповедуйтесь, причащайтесь, не откладывайте это. Пусть Ваша встреча с Богом будет частой, именно это будет обновлять Вашу душу, Ваше сердце.В остальном нужно время. Кто-то долго переживает скорбь от утраты своих близких.Главное, не впадать в отчаяние, это уж совсем преступление. Все в руках Божиих, что нам отчаиваться? Мы же не безбожники, чтобы предаваться горю бесконечно. Поплакали, оплакали – и надо жить дальше: заботиться друг о друге, совершать добрые дела, самим готовиться к вечности, ведь это дело очень непростое. Сколько всего мы не доделываем, сколько всего в жизни еще не исправили. Так что некогда горевать. Помоги Вам Господь это пережить.

– Понятно, что на такие вопросы никогда не может быть ни готовых ответов, ни готовых вариантов того, что нужно сделать, чтобы стало как-то легче.

– Да, конечно.

– Телезрительница спрашивает в нашей группе «ВКонтакте»: «Какие алгоритмы действий по борьбе с гордостью можно применять в повседневной жизни; короткие, но действенные?»

– Спросили у больного здоровья. Тут хотелось бы сказать о несколько ином. Всякий человек, с Божией помощью однажды увидевший себя,свое греховное повреждение, тем более, узнавший учение о страстях, несомненно желает перемен, желает стать другим – это абсолютный факт. Человек, почувствовавший свою болезнь, желает исцеления. Но дальше возникает некая проблема (может быть, это касается современных людей, а может быть, вообще свойство падшего человечества): мы очень падки на какие-то рецепты, обещающие скорый результат.Сравним это с болезнью физической. Ведь, гордыня – это болезнь духовная, которая повреждает и все существо человека, но в первую очередь она духовная.Итак, человек болеет и желает выздороветь. Дальше он узнает, что для того чтобы болезнь вылечить, нужно сделать очень многое, очень многое нужно поменять, вплоть до того, чтобы поменять образ жизни или место жительства. Скажем, человеку с больными легкими раньше советовали: «Поезжай-ка ты, голубчик, на Кавказ или в Крым: воздух, горы, море – все это укрепит тебя, и потихонечку твои слабые легкие окрепнут». Но далеко не каждый может взять и поехать куда-то. Или другой пример.У человека больной желудок, ему говорят: «Тебе нужно есть кашку и не есть сосиски. Тебе жареное вообще противопоказано, а можно только то, что сделано в пароварке». А человек думает: «Да это же не вкусно. Гораздо вкуснее то-то и то-то. Нет, это я успею когда-нибудь потом, а сейчас дайте мне, пожалуйста, таблеточки от изжоги, чтобы я одновременно кушал жареное и острое и чтобы симптомы уже существующей болезни меня не беспокоили». То есть я желаю облегчения, но что-то сильно менять, на самом деле, не хочу.

К сожалению, в духовной жизни существует точно такая же проблема. Нам нужны быстродействующие рецепты, чтобы особо не утруждаться, но сделать так и так, и чтобы обязательно подействовало. Гордыня – это же, к сожалению,беда на всю жизнь. Антоний Великий говорил: «Пока в смерть не войдешь, в гроб не ляжешь, до этого момента себе не верь», потому что ты сам себя всегда обманываешь из-за той же самой гордыни; ты, к сожалению, веришь в себя, твоя самость всегда одета в твоих глазах. Антоний Великий был человек величайшей святости, его бесы боялись, он чудеса творили такие вещи говорил.Понятно, что это не была теория, рассуждения: может так, а может так; он знал, что говорил из собственного опыта. После величайшей жизни кто-то из святых плакал, лежа на смертном одре в окружении учеников. У него спрашивают: «Отец, почему ты плачешь?» Он говорит: «А я боюсь, потому что я еще не положил начало покаянию, я еще ничего в жизни не сделал, вижу себя грешником, вижу себя поврежденным, замученным греховными болезнями. Верьте, братия, где дьявол, там и я буду». Что это было? Человек просто так себя называл, рисовался перед учениками? Я думаю, на смертном одре особо не покривляешься. Но он понимал, насколько мы больны. А нам нужно так: сделал – и сразу результат. Нет, дорогие мои люди, надо настраиваться на войну, на брань, продолжительность которой – вся жизнь. Не бывает так, чтобы я сделал здесь так, тут эдак, и всё – гордыня исчезла. Если только нам так покажется, это первый признак того, что гордыня нас сожрала, переваривала и выбросила.

Конечно, методы есть: надо с гордыней бороться и смиренномудрием, и смирением, и терпением скорбей, и правильным настроем, не предпочтением себя кому-то. Но еще раз скажем, что дьявол хитер и коварен, и так просто его не победить. Но главное начать. С Божией помощью можно будет двигаться дальше и постепенно возрастать, набираться опыта, знаний, умений и в итоге с Божией помощью спастись.

– Телезрительница в нашей группе в «ВКонтакте» пишет: «Сейчас читаю книгу «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца. Читаю неторопясь, по одной главе в день…»

– Замечательная книга, своеобразный самоучитель.

– «…Книга нравится тем, что все мои помыслы и поступки в духовной борьбе разложены по пунктам: 1, 2, 3 – бери и действуй, очень практично». Далее телезрительница благодарит Вас, отец Анатолий, за передачу, в которой Вы читали эту книгу, и жалеет, что она закончилась разбором 43-й главы книги. Хотелось бы узнать: будет ли продолжение?

– Имеется в виду цикл передач, где мы читали книгу «Невидимая брань». Мне очень хочется продолжить. Я думаю, что если несколько воль объединятся, то в итоге будет такое событие. Бог даст, будем записывать продолжение, потому что это не первая заявка, когда люди этого желают. Хочется сказать, что проект, связанный с чтением книги «Невидимая брань», был нужен для того, чтобы подобные книги (творения святых отцов, аскетические книги) не были в понимании людей чем-то очень сложным, далеким и к жизни неприменимым. Мы попытались начать читать вместе, но опять же не для того, чтобы так ее дальше и читать. Вы должны читать «Невидимую брань» сами. Читайте, рассуждайте, делитесь друг с другом впечатлениями, ищите какие-то объяснения, толкования. Ведь это была попытка замотивировать человека на собственный труд, на собственное изучение – вот это нужно. Нельзя же сказать: «Вот прекратили записывать передачу с чтением книги «Невидимая брань», мы руки опустили, дальше читать ничего не можем». Простите, что же это такое? Сами-то мы должны что-то делать. Нельзя же нас всех постоянно кормить лишь молочной пищей, самим тоже надо жевать потихонечку. Так что, слава Богу, что заинтересовались, читайте дальше. Это очень интересная книга. Хотя опять же эта книга затрагивает далеко не все вопросы, поэтому надо читать и другие. Творений святых отцов очень много и, слава Богу, что у нас есть такое сокровище.

– Вопрос телезрительницы Нины: «Мой вопрос касается сегодняшнего дня памяти равноапостольной Нины. Мы со старшим сыном сегодня спорили: он поздравил меня с именинами, а я сказала, что нужно поздравлять с днем ангела. Как правильно поздравлять в этот день: с днем ангела или с именинами?»

– Действительно такая путаница есть. Мне кажется, чего тут спорить? Если кому-то хочется назвать именинами – зови именинами, кому-то хочется днем ангела – зови днем ангела. Но разница все-таки есть. Наверное, день памяти твоего святого, твоего небесного покровителя, имя которого ты носишь, более логично назвать именинами. Говорить, что «мой небесный покровитель – это мой ангел», неверно, потому что святые и ангелы – это разные существа: одни люди, а другие ангелы.

Я еще слышал объяснение, что днем ангела еще можно называть день своего крещения. Тебе в день крещения Богом дан ангел-хранитель, так вспоминай его. Вообще, о своем ангеле-хранителе вспоминать надо чаще, чтобы было стыдно.Вспомнишь и вздохнешь: «Как ему, наверное, со мной нелегко. Ладно нелегко, а как ему со мной и противно, и больно. Будь он человеком, наверное, сбежал бы давным-давно. А ведь он терпит, несет возложенное задание:следит за мной, наставляет, от чего-то лишнего меня оберегает. А я такой неблагодарный: о нем еще и не вспоминаю». Так давайте будем чаще благодарить своих ангелов-хранителей.

А день, как вам удобнее, так и называйте. Нечего тут спорить и не о чем.

– Телезрительница из нашей группы в «ВКонтакте» спрашивает про цифры в паспорте: «В нашем паспорте, начиная с 4-й страницы, где проставлена нумерация, в круглом значке, говорят, изображены три шестерки, то есть знаки сатанинские. Есть один человек, который говорит, что нужно приносить жертву Христу и избавляться от этих русских паспортов. Я, конечно, ничего не понимаю. Объясните, является ли злом иметь паспорт, ИНН и так далее и тому подобное?»

– То есть жертвой Христу будет, если я возьму свой паспорт и, например, сожгу его? Здорово!

– Тема чисел в документах так или иначе обсуждается давно, всегда является актуальной.

– Вот, оказывается, чего не хватает! А я-то думаю, что-то все как-то не так, что-то все душа не на месте, – оказывается, вот чего не хватает! Видимо, нам надо сегодня после передачи устроить ритуальное сожжение паспортов. С другой стороны, как нам, людям, живущим в современной России, удобно! Несчастные белорусы, я не говорю про украинцев, православных сербов, про греков вообще молчу – у них европейские паспорта, у них нет шестерок. Кстати, мне один господин, приходящий в храм, показывал: там же на бумаге изображен некий рисунок, узор: узелочки, переплетающиеся ниточки, линии и вроде как что-то,похожее на шестерки. Вот же как не повезло другим людям! Мы, русские, можем паспорт сжечь – и жертву Христу принести. Величайшее дело – жертва Богу сожженный паспорт. Пророк Давид ошибся, когда писал, что «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» Нет, гораздо важнее Богу отдать паспорт.Многие лишены такой возможности…

Конечно, смех смехом, но было бы смешно, если бы не было так печально. Почему печально? Люди так легко, к сожалению, путают дар Божий с яичницей, забывая очень интересные слова. Господь в Евангелии говорил, что «Бог есть Дух и ищет поклонников в духе и истине». Господу очень важно правильное духовное устроение человека, правильная духовная жизнь. А какая духовная жизнь– правильная? Мы можем вспомнить святых отцов, опять же «Невидимую брань» почитать, там вообще не говорится ни о паспортах, ни о документах. А говорится, во-первых, что человеку надо научиться перестать надеяться на себя, а научиться надеяться на Бога. Это значит научиться смирению и покаянию, потому что без этого надеяться на Бога невозможно.

А тут паспорт. Паспорт и покаяние– получается подмена понятий. Все превращается в магизм: грех в том, что есть документ, грех в том, что твоя личность записана где-то под каким-то номером, неважно в налоговом органе (ИНН) или паспорте, или ты стоишь в очереди на квартиру и твой номер 245, к примеру. Ты несчастный, ты посчитанный – теперь ты от Бога отпал. Как это?

Еще очень печально, что грешить мы не перестаем, грешим унынием, гордостью, похотью, чревоугодием, всякой суетой, сребролюбием (все думают о курсе доллара, евро, сколько стоит нефть), мы бесконечно осуждаем всех на свете. Мы грешим недовольством собственной жизнью, жизнью своих близких, недовольством страной, президентом, Церковью, недовольством вообще всем на свете, нам от всего этого плохо. Но почему-то вся проблема в том, что в паспорте написана какая-то цифра. То есть то, что было только что перечислено, не проблема, это ерунда, мелочь, а вот если паспорт сожжешь, тут же все остальное из твоей жизни исчезнет: ты перестанешь унывать, осуждать, гордиться, гневаться, ненавидеть. Главное – паспорт сжечь. Господи, помилуй! Страшное дело. Как не хочется, чтобы православные люди забивали себе голову такой ерундой, причем дешевой ерундой. Это как о Рождестве Христовом: о Боге забыли – остался только повод выпить в этот день. Точно также и здесь: забыли о Боге, забыли о покаянии – паспорт стал причиной всех зол и, соответственно, причиной всех будущих радостей:ведь Бог обязательно дар некий даст, е паспорт надо сжечь. Помоги нам, Господи, дай нам мудрости правильной.

– Вопрос телезрительницы из г. Каменск–Уральского: «Мой муж крещеный, носил крестик, но веревочка порвалась, и он не заботится о том, что не носит крест. Могу ли я сама купить и одеть на него, или он должен сам к этому прийти? Имею ли я право сама, по своей воле не принудить, но обязать, чтобы он носил крест, или нужно дождаться, чтобы он сам решил его надеть. В храм хожу я, он не ходит и посты, конечно, не соблюдает».

– Очень распространенная ситуация, когда люди крещеные, но не просвещенные. Получается, что человек формально принадлежит Церкви Христовой, потому что однажды был крещен (может быть, в детстве, может,однажды сам дошел), но на этом все и закончилось. То есть общения с Богом у человека нет. И не надо говорить, что «все равно мы все во что-то верим, мы иногда к Богу обращаемся», это на самом деле ерунда. Например, во время обеда человек не может сесть за стол и покушать лишь мысленно, ему нужна ложка, нужна каша (суп, пельмени), ему нужны конкретные действия, конкретные ощущения, должны происходить конкретные вещи. Также, когда ты любишь человека, тебе важно с ним видеться, общаться, встречаться, что-то обсуждать. Точно также обстоят дела и с Богом. А если этого нет, значит с Богом у тебя нет никакой связи.

Телезрительница абсолютно правильно заметила, что человеку хорошо бы самому все понять и осознать. Но можно ли на это повлиять? Сделать внутренний выбор за человека невозможно, и невозможно ни для кого, этого и Сам Бог не делает, что говорить обо всем остальном тварном мире. Внутренний выбор, духовное проявление человека как личности, действие нашей внутренней свободы – это дело человека. Это то, что уподобляет нас Богу. Но есть другой момент. Порой мы, понимая это, вдруг впадаем в некий ступор: «А что я могу сделать? Я ничего сделать не могу, и пусть будет как будет». Кто-то, бывает, и до такого доходит: «Зачем детей крестить? Они же маленькие, ничего не понимают. Зачем их в храм водить?» Помнится, как одна женщина написала на наш сайт, жалуясь на своего мужа (видимо, он более воцерковлен, чем она), что «он заставляет детей вставать в воскресенье рано утром, одевает их, они плачут (видимо, маленькие дети), ведет их в церковь на причастие, где толпа народа, жарко. Зачем, почему?..» Она была полна негодования, ей казалось, что она права, ведь нельзя же насиловать человека, ведь ребенок этого не хочет.

Но вместе с тем никто не останавливает себя подобными рассуждениями, когда ребенок заболел. Помню, когда я был маленьким (года четыре), однажды долго гулял на улице, ноги промокли, поднялась температура, и мама заставляла меня съесть,по-моему, аспирин. Мне было так горько, так неприятно, так этого не хотелось, а мама заставляла. И она была права, хотя я всеми фибрами своего существа сопротивлялся этой невыносимой горечи и этому насилию надо мной. А мама заставляла и говорила: «Ешь, иначе будет тебе хуже». Почему когда мы лечим человека от физической болезни, то готовы его заставлять? А представьте, что ваш муж начал пьянствовать беспробудно. Вы разве будете сидеть и думать: «Ну, я же не могу вмешиваться в его выбор, ему так хочется. Что я могу сделать? Если он захочет, бросит, а я буду ждать»? Я думаю, ни одна уважающая себя жена сидеть не будет, а будет бить в набат, использовать все силы, чтобы мужа как-то остановить, помочь ему вылезти из того болота, в которое он сам добровольно залез. Почему же здесь этого нельзя сделать? Вы его жена, он Ваш муж, вы с ним (пусть не всегда и не во всех проявлениях жизни)являетесь одним целым. Его безбожное состояние влияет и на Вашу душу, желаете Вы этого или нет, но это факт. Вы в полном праве на него давить в этом плане, серьезно разговаривать с ним, увещевать, взывать к его совести. Тут, несомненно, нужны и мудрость, и определенный такт, и знания. Это тоже, кстати, повод самой книги читать. Потому что если собрался с кем-то говорить о вере, нужно понимать, как беседу выстраивать, какие у меня будут аргументы, что я смогу ответить, если мне будут заданы вопросы? Это обязательно нужно делать. Если бы Ваши дети ошибались, Вы бы по-другому поступали, Вы бы сказали: «Молчи и вперед!» Так что надо действовать, нечего ждать.

– Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Что значат слова молитвы:«Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него»

– В этой молитве мы просим Бога, чтобы, когда я усну, не умербы во сне, чтобы не умер смертью духовной. Ведь не зря в конце вечерних молитв помещено повседневное исповедание своих грехов. Это нужно вовсе не для того, чтобы мы в конце быстренько, скороговоркой все прочитали: «То, то, то, то было, Господи, прости», и спать легли. Но чтобы задумались: «Господи! Жизнь моя – это страшное дело. А что если сегодняшний вечер последний в моей жизни? Случись что-то, какой я, Господи, перед Тобой буду?» Закончится время моей земной жизни, вот этого дня моей жизни, и пройдет время для этой возможности покаяться и исправиться. Ведь святые отцы говорят, что после смерти человек может раскаиваться, но покаяние бесполезно, потому что нет уже возможности что-то исправить: тело с душой разделились. «А вдруг сегодня последний день? Господи, какой же я буду? Может быть, мой сегодняшний последний покаянный вздох послужит тем, что как-то покроет мои недостатки».

Отцы учат нас и тому, что смирение зачастую восполняет недостаток трудов: когда человек понимает, что он что-то недоделал и говорит: «Господи, осознаю все это, сожалею об этом, виноват. Прости меня, Господи». И Господь, видя наше чистосердечное раскаяние, вменяет несделанное как сделанное.

Вот об этом просим: «Господи, пусть я не усну в смерть, пусть у дьявола не будет власти надо мной».Там сказано, чтобы я укрепился на него, то есть чтобы сатана не нашел во мне ничего сродного ему. Помните, как Господь говорил апостолам, что «идет князь тьмы, но во Мне не имеет ничего» и что наступает время, когда зло вроде бы будет торжествовать. А какое еще большее торжество зла можно придумать, нежели распятие Сына Божия? Казалось бы, Бог повержен, Его убили, злоба человеческая превозмогла. Но Христос умирает и воскресает, побеждается ад, побеждается смерть, побеждается эта беда, которую люди сами сотворили. Так вот и просим: «Господи, пусть для дьявола я буду недостижим, буду чужим для него».

– Оставшуюся часть программы я хотел бы посвятить еще одной важной теме: 31 января телеканал «Союз» отметит свое 11-летие, день рождения. Вы тот человек, который с начала его существования как православного телеканала участвовал в различных программах.Расскажите, каким для Вас был «Союз» тогда, сейчас и что бы Вы хотели видеть в нем в дальнейшем?

– Одинаково глобальным, что тогда, что сейчас. Мы растем, как-то развиваемся, в чем-то становимся лучше, в чем-то хуже, но Господь всегда нашу жизнь наполняет событиями по максимуму. Уже 11 лет прошло! Это на самом деле срок.

Мне очень повезло, потому что Господь однажды свел меня в жизни с тем, кто является бессменным руководителем телеканала «Союз», – отцом Димитрием. Я в то время служил под его началом, он был настоятелем, соответственно, я старался выполнять его поручения. Помнится, однажды он ко мне подошел и говорит: «Нужно тебе ехать в город-герой Первоуральск». А мы можем вспомнить, что телеканал «Союз» начинался оттуда. Там был небольшой городской телеканал (кстати, тоже назывался «Союз»), и потом его хозяин сделал благое дело: подарил телеканал Екатеринбургской епархии. Тогда это был епархиальный проект:владыка Викентий (ныне митрополит) эту идею подхватил, воодушевился и воодушевил отца Димитрия, который всех нас как воодушевлял, так по сей день воодушевляет.

Первое время эфиры выходили из Первоуральска. И для меня незабываемый период, когда мы туда ездили. Передача «Беседы с батюшкой» начиналась именно там, мне довелось поучаствовать в первых выпусках этой программы. Это были совершенно другие условия: все находилось на одном из высоких этажей первоуральской гостиницы. Совершенно незнакомые люди, причем люди нецерковные, не имеющие вообще никакого отношения к Церкви, что и понятно, ведь это был светский телеканал, а тут формат начал потихонечку меняться. Честь и хвала нынешнему руководству,что все мудро устраивалось, не было каких-то резких сломов судеб, характеров: «всё, вы теперь церковные, и должно быть вот так и вот так, быстро все переодеваемся, начинаем походить на что-то стереотипное». Нет, кто хотел, тот работал, а если кто-то для себя решил, что ему совсем не по пути, то менял место работы. Люди развивались в этом направлении, воцерковлялись через это, что, кстати, очень важно и показывает правильность православного телевидения: не просто картинка официальной церковной жизни, когда дали задание «снимайте вот это, вот это, показывайте, чтобы все это видели и на этом ваша задача выполнена». Ничего подобного. Появилась своеобразная жизнь, появился некий организм, участвуя в котором, люди начинают потихонечку меняться. За эти 11 лет (во время которых, слава Богу, довелось поучаствовать в каких-то телевизионных направлениях) перед глазами проходило очень много людей.Люди приходили, уходили, кто-то оставался, кто-то развивался, взрослел, даже, наверное, старел. И то, что люди, работая на «Союзе», находили для себя Христа, для меня самое главное чудо, самый главный смысл существования. Это в первую очередь.

А потом это же не выдумка, что для многих людей по ту сторону экрана появилась возможность встретиться с Господом. Это тоже уникальность, которая показывает и необходимость «Союза», и то, что это что-то живое, а не мертвое. А люди всегда тянутся к живому. Да, может, что-то где-то недоработано, может быть, где-то не хватает профессионализма, может быть, какого-то лоска. Ведь сейчас современные люди, особенно живущие в больших городах, избалованы телевидением:интернет-провайдеры предлагают цифровое телевидение, где 260 каналов, – устанешь листать.Человеку есть с чем сравнить, он знает, как может выглядеть картинка, как могут выглядеть ведущие, еще что-то. Но на фоне всего этого «Союз» не пропадает, не теряется, он продолжает светить Солнцем Правды, Солнцем Христа.

Еще раз повторю, что еще тогда канал виделся мне глобальным, на уровне тех первоуральских студий (маленьких комнат), и видится глобальным сейчас: со всей его многомиллионной аудиторией, со всеми людьми, смотрящими «Союз» с разных континентов. Слава Богу! Спасибо, что вы есть.

– Хотелось бы услышать от Вас пожелание:в каком направлении, Вы бы хотели,видеть развитие канала?

– Я видел канал еще в самом начале,видел его молодым, было очень много молодежи, не в том плане, что только молодые работники, сам дух был молодой. И сейчас нельзя сказать, что он сильно повзрослел. 11 лет у человека – это время, когда начинается подростковый период, может быть, трудный переходный возраст. Тем не менее это возраст, когда человек живет ожиданием чуда, живет надеждами, когда он знает, что все все лучшее еще впереди, те радости и успехи, которые есть сегодня, – это здорово, но впереди будет большее и лучшее. И хочется пожелать, чтобы такой настрой на «Союзе» никогда не пропадал, чтобы никогда не случилось так, чтобы люди сказали: «Всё, максимум мы сделали. Это все хорошо, все добротно, все качественно, большего мы не хотим». Пусть такая зрелость, которая тут же мгновенно превратится в старость, никогда не наступит. Пусть всегда будет молодой, свежий, живой дух.

– Спасибо за это пожелание, отец Анатолий. Напомню телезрителям, что на официальном сайте прихода http://1.sv-luka.ru в разделе «Вопрос священнику» можно задать вопросы, в том числе отцу Анатолию. Время от времени, при наличии свободного времени отец Анатолий проводит вебинары, отвечая на ваши вопросы. Насколько я знаю, скоро планируется очередное такое мероприятие?

– Аще живы будем, на следующей неделе планируется. Как Вы правильно сказали, есть приходские средства массовой информации, где все написано: что, когда и во сколько.

– Существует также официальная группа прихода в социальной сети «ВКонтакте»www.vk.com/lukahram, где вы тоже можете узнать о приходской жизни, о том, как идет строительство храма в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого), увидеть новые видеоматериалы, духовные проповеди и многое другое.

Ведущий: Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Нина Кирсанова

Оставьте комментарий