Видео Настоятель

Наставление на Великий пост

Иерей Анатолий Куликов, настоятель Храма свт. Луки (Войно-Ясенецкого), даёт наставление на Великий пост. Запись передачи «Беседы с батюшкой» на телеканале «Союз» от 12 марта 2014 г.

(Текст — расшифровка передачи)

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 12 марта 2014 г.

— Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов. Сегодня у нас в гостях иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого, архиепископа Крымского. Батюшка, здравствуйте! Благословите.

— Здравствуйте, Тимофей. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Бог да благословит всех  нас.

— Сегодня мы будем говорить о Великом посте. Хотелось бы начать с того, для чего православный человек соблюдает Великий пост, и в чем он состоит?

— К сожалению, чаще всего внимание людей в основном приковано к пище. Для большинства пост превращается в воздержание от определенной пищи и не сорваться до Пасхи. Дождавшись Пасхи, вернуться к тому, как мы жили раньше. Таким образом, получается, что мы служим своему чреву, думаем только о теле и больше ни о чем.

Пост является тем инструментом, с помощью которого человек может двигаться в сторону Бога и может встретиться с Ним. Смысл поста в том, чтобы помочь человеку встретить Бога. Если убрать Бога как цель поста, то останется одна диета.

Неправильное отношение к посту рождает неправильное ощущение себя. В первый понедельник Великого поста в наших храмах прозвучали слова «постимся, братия, постом приятным». Как правило,  люди этого не понимают, для них это мука, которую надо протянуть. Поэтому важно переключать свое внимание на главное в Посте.

Поставим в  Пост на первое место не тело, а Бога. Зададимся вопросом: какие у  меня с Ним отношения, что я о Нем знаю, что происходит в моей духовной жизни. Это будет касаться и  молитвы, и добрых дел.

Например, молитва. В чем она обычно состоит? В вычитывании утреннего и вечернего правила. Обычно критерий успешности – более или менее внимательно удалось прочитать все молитвы. Но почувствовал ли ты за это время Христа, изменилось ли что-то в тебе самом?

Как мерилом поста часто становится такой критерий, как «я не ем масла». Часто начинают тщательно исследовать химический состав продукта. Должны быть воздержание и усилие, но они не должны быть самоцелью поста. Пост должен помочь человеку убрать из жизни все лишнее, чтобы Господь в твоей жизни стал ближе и отчетливее, чтобы хотелось быть с Ним больше.

Например, когда человек готовится, скажем, к поступлению в вуз. Он знает, что такого-то числа у него экзамены, он заранее готовится: старается сосредоточить все свое внимание и усилие на подготовке к ним, читает книжки, узнает то, чего не успел. Все лишнее, как бы оно ни было  привлекательно, старается в это время убрать. Самое главное – встреча с экзаменационным билетом и выполнение его заданий. Вся предыдущая работа была лишь подготовкой к этому дню. Так же и мы во время Великого поста готовимся к самому главному – к встрече с Господом. Причем, встреча происходит не через семь недель, встретиться можно уже сейчас, только надо убрать все лишнее из своей жизни. Постарайся, сделай это усилие, движение вперед, навстречу Господу.

— Что это лишнее, что мешает встретить человеку Бога?

— Это должен определить каждый человек, внимательно посмотрев на свою жизнь. Что нас отвлекает от Бога, что нам мешает молиться? Конечно, есть и некие общие причины. Например, отвлекает телевидение, наш ум перегружен информацией, из-за этого мы не можем молиться, читать. Например, раньше человека не принимали в монастырь, если он не знал наизусть всю Псалтирь. Зададимся вопросом, сколько псалмов знаем мы? Ведь наша память не вмещает. Почему тогда могли не только Псалтирь, а и Священное Писание, и Патерики наизусть знать, а мы сейчас не можем. Потому что у человека жизнь заполнена чем-то иным, и Пост – это то время, когда ты это иное, хотя бы на какой-то срок, убираешь из жизни.

Злободневным является вопрос о детском посте, и опять на первое место выходит вопрос, что есть и что не есть. Но давайте будем думать не о еде, а о том, чтобы сделать жизнь ребенка яснее, например, ограничить от такого момента, как компьютерные игры. С ребенком можно договориться не играть в это время, от этого он не будет ощущать недостаток белков и жиров.

Почему современные дети не любят читать? Потому что они обильно получают «пережеванную» информацию из фильмов, интернета, телевидения. Конечно, ничто не может заменить книгу, поэтому давайте во время Великого поста возьмем подвиг читать книги. Конечно, родители тут же скажут, что легко говорить и трудно делать. Но ведь можно попробовать. Если ничего не пробовать, ничего и не произойдет.

— Вопрос телезрительницы: Когда я начинаю ходить в Церковь, у нас с дочерью начинаются ссоры, и недавно она сказала мне, что я далеко зашла.

— Прежде всего, хочу сказать, что дочь проявляет непозволительную дерзость, говоря так матери. Давно замечено, что во время поста силы зла активизируют свои движения. Бывает, человек собирается в храм, и тут у близких возникает куча дел и вопросов. Казалось бы, почему раньше об этом никто не думал и не спрашивал, но именно когда человек решил идти молиться Богу? Вам не надо переживать и стараться объяснять дочери мирно и полюбовно. Когда кто-то в семье начинает поститься, другим сразу кажется, что теперь человек истощится и к Пасхе его придется хоронить. Люди не знают, что такое пост, придумывают себе страшилки и проецируют на близких.

— Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Недавно я прочитал в книге по психологии, что один человек перенес травму головного мозга и в результате стал агрессивен, начал избивать жену. Неужели в таком случае нет ни добра, ни зла, ни Бога, ни дьявола, в такой ситуации все поведение человека определяет только мозг?

— Конечно, есть разные причины поведения человека. Физическое состояние человека влияет на психику: все мы знаем, как мы раздражительны, когда болит зуб. Если же этот человек испытывает постоянную боль, представляете, как ему тяжело сдерживаться? Если мы говорим о Боге, то Он может попускать такую ситуацию, как испытание, некий крест. Мне, как человеку верующему, очевидно, что здесь необходима помощь Бога, обращения к Нему: я не могу справиться сам, вот до чего я дошел, Господи помоги! Верующему человеку проще, он может обратиться к самому источнику силы, а как справляются неверующие, не знаю. Если говорить о воздействии бесов на больного человека, надо понимать, что власть их ограничена промыслом Божиим. Все это понять и увидеть человеку дает вера, но не как набор неких знаний, а как опыт жизни, понимания, что Он всегда рядом и ведет тебя за руку. Пост, как раз время, когда это руководство более ощутимо.

— Какие книги лучше читать во время Великого поста?

— Чтение хорошей духовной литературы является одной из добродетелей. Православие очень богато на чтение, у нас есть опыт святости и жизни в Боге, и каждый человек через чтение может прикоснуться к этому опыту, можно сказать, древу жизни.

К чтению нужно подходить разумно, и если есть духовник, обсудить с ним, что читать во время Великого поста. Надо спрашивать того человека, который знает тебя, твое состояние, что тебе уже известно. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что человеку, живущему миру не очень полезно читать глубокую аскетическую литературу, потому что в своей жизни, в силу ее образа и обстоятельств, применить полученные знания он не сможет, но может впасть в уныние. Ведь вот написано, как надо жить, а я так не могу. Чтение надо выбирать согласно образу своей жизни.

Если мы говорим об ограничении лишней, ненужной информации, то мозгу надо дать пищу правильную. Чтение как раз и есть самая правильная пища.

— Вопрос телезрителя: Возможно ли причащаться, если назначена епитимия, но по причине болезни она не может быть исполнена?

— Епитимия – это некие упражнения, которые даются человеку, чтобы он укрепился в духовной жизни. Епитимию нельзя считать наказанием. Если человека по какой-то причине отлучили от Причастия, это индивидуальные случаи, и обращаться надо к тому священнику, который ее назначил.

— Должен ли поститься каждый крещеный человек?

— Должен. Но помнить, что пост это не диета.

— Вопрос телезрителя: Главная добродетель – смирение, но как провести грань между смирением и человекоугодием, раболепством перед начальством?

— Во-первых, смирение касается отношений человека и Бога. Это та дверь, через которую открывается путь к Богу. Только, когда я пойму, что без Бога, я ничего не значу. Любой, честно посмотрев на себя, поймет, что человек существо крайне ненадежное и без Бога ни на что не способное. Смирение – это, когда человек это поймет и будет не требовать от Бога благ, а просить спасти его: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Что касается наших отношений с людьми, то надо подходить разумно, бывает, что человек оправдывает человекоугодие смирением. Бывает, что не хочется конфликта, не хочется кого-то защитить или настоять на своем, и он начинает оправдываться тем, что не смиренно перечить руководству. Я не говорю, что перечить руководству надо, но только о том, что всегда надо смотреть в глубину, что стоит за этим смирением.

Если я не перечу руководству потому, что я самолюбивый и гордый, и мне полезно потерпеть, поэтому я закрою рот и промолчу – это одно. А когда я молчу, потому что я трус или это выгодно, чтобы не потерять лояльное к себе отношение руководства, то это совсем иное, и смирение тут совсем не при чем. Это внутренний корыстный расчет. Смирение – это могучая сила, которая делает его крепким, как скала. А человекоугодие превращает человека в труса и рохлю.

— Что еще включает в себя Великий пост, чтобы человек почувствовал себя ближе к Богу?

— Пост и молитва, — говорят святые отцы. Пост не только как воздержание от определенной пищи, и молитва не как одно  лишь вычитывание утреннего и вечернего правил, хотя порой с этого все начинается у человека.

Пост как отложение всего, что от нас закрывает Бога. Это и наш язык, и наши злые мысли, поступки, настроения – именно это надо изменять в себе.

Если бы можно было просто взять – и убрать. Но только человек начинает этим заниматься, как начинает понимать, как же крепко все это впилось в него, как глубоко проросло. Мрачное, мутное, гнилое, то, что не люблю, но оно прочно сидит во мне.

В Евангелии есть слова  «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Эти слова означают, что если в твоей жизни есть что-то, близкое и дорогое, как свой собственный глаз, но это тебя губит, не бойся этой боли, не бойся оторвать это. Когда же начинаешь это делать, видишь, насколько зависим и не свободен, насколько тебе нужна помощь Божия. Ведь задача поста в том, чтобы показать человеку его потребность в Боге.

Когда человек не живет православной традицией, он, как правило, живет в мечте о самом себе, ему кажется, что он и хороший, и добрый. Люди, которые не постятся, несчастны, потому что лишают себя уникальной возможности узнать себя настоящего. Да, это знание неприятное, это точно. Ты вовсе не столь ловок и силен, как тебе казалось, и не так уж много от тебя зависит, и вот тут у человека возникает вопрос: что же мне делать с собой таким? И человек начинает искать Бога, молитва становится его потребностью, а не вычитыванием текстов. Это потребность души в личности Бога, ему нужны та реакция, та любовь, которая есть в Боге. Складываются личные отношения с Богом, и этим нужно себя наполнять, это нужно ставить как цель.

— Вопрос телезрительницы из г. Кирова: Всем ли полезно собороваться Великим постом, как правильно применять соборованное масло. Можно ли применять внутрь и с какой молитвой? Что делать с маслом, оставшимся от соборования прошлого года?

— Интересно, что будет, если употребить масло от соборования неправильно? Мне даже сложно представить это.

Соборование – таинство со времен апостолов рекомендованное больным людям. В Послании апостола Иакова об этом есть четкое указание. Со временем акцент сместился: что раз в год собороваться надо всем, и что тогда весь год не будешь болеть, и что якобы во время соборования прощаются забытые грехи. Непонятно, откуда эта весть взялась, и люди начинают злоупотреблять этим. Пособоровался – и все. В отношениях с Богом не бывает ничего механического. Сделал что-то один раз – и все. Общение с Богом подразумевает продолжительность личных взаимоотношений человека и Бога. Грехи прощаются только, когда есть покаяние.

Что касается масла, то у апостола Иакова говорится о помазании маслом во время Таинства соборования, но ничего не говорится о  том, чтобы набирать масло литрами. Но если уж взяли, то можно есть сразу или в течение года, помазывать больные места. По вере вашей, да будет вам. Молитву можно читать любую. Не надо создавать из этого фетиш, связывать Бога какими-то вещами.

— Вы сказали о покаянии, ведь это главное условие поста?

Конечно, пост — это время, которое мы должны наполнить покаянием. Откуда берется у человека покаяние? Из того, что он узнает сам себя, когда мы убираем то лишнее, что  нас отвлекает и развлекает.

Например, сейчас в каждой машине вмонтирована магнитола, и, чаще всего, человек, запуская двигатель, тут же нажимает  на  кнопочку и слушает радио, музыку. И мы не замечаем, что это становится неотъемлемой частью жизни. А если не  включать?

И тут происходит вот что: когда человек сталкивается с тишиной, он сталкивается с проблемой, с тем, что все мысли начинают вращаться  вокруг него самого. На человека, не привыкшего думать о себе, это действует, как нечто оглушающее – поток мыслей в сознании. Но  это надо сделать.

Пост – это время, когда мы можем создать в своей жизни тишину, чтобы прислушаться к самому себе, почувствовать себя, чтобы узнать самого себя. Из этого познания самого себя в конечном итоге рождается покаяние. Покаяние – это не списывание грехов из специальных книжек.

Покаяние будет тогда, когда человек произведет внутри себя переворот, перемену мыслей, взглядов на себя и свою  жизнь. Это очень болезненный процесс – по-другому смотреть на привычные вещи, перестать себя оправдывать, утешать. Эта внутренняя перемена и приводит человека к встрече с Богом.

Наступает весна, поэтому такая аналогия с огородными работами. Те, кто когда-нибудь сажал картошку, знает, что нельзя привезти мешок, высыпать на поле и ждать урожая. Надо подготовить почву, очистить от лишнего, взрыхлить, удобрить, и только потом сажать. Так же и с душой человеческой: пока ты не вскопаешь себя, пока не решишься поднять слой своей греховной глины, души не достигнешь.

— Вопрос телезрителя из Ленинградской области: Часто говорят о том, что в пост увеличить количество деланий, молитвы, быть внимательнее к своей внутренней жизни. Но разве так не должно поступать и вне поста?

— Знаете, что такое идеальный пост? Это тот, который как начался, так больше и не заканчивается. Если человек в пост отложил какой-то грех, то по его окончании к нему уже больше не возвращается. Например, если человек решил во время  поста не  ругаться матом, он  что после  Пасхи опять начнет – это же абсурд! Или человек весь Великий пост не пил, а в Пасху взял и напился, так соскучился по выпивке.

Конечно, и семинедельный труд поста дает пользу душе, но хорошо, чтобы так было всегда. Начал заниматься самим собой – и не  останавливайся. Понятно, что если человек живет духовной жизнью, то он всегда испытывает некое напряжение, а в пост только продолжает.

 Однако живущие  духовной жизнью знают, что в пост появляется ощущение, что ты занят делом, которое, может быть, внешне не проявляется, но наполняет и согревает душу. Тоже средство против уныния, болезни современного человечества.

— Вопрос телезрительницы из Челябинска, которая никак не может справиться со страстью гнева, кается, исповедуется, причащается, но потом снова срывается. Спрашивает, что ей делать?

— Во-первых, надо продолжать поражать страсть покаянием и сокрушением сердца. И надо понимать, что всякая страсть подпитывается самолюбием, поэтому сокрушение и покаяние уменьшают его.

Во-вторых, надо найти причину, почему так бывает. Гнев, как раздраженное состояние, может быть проявлением болезни. Так могут проявлять себя неврозы, тогда человека нужно лечить и медикаментозно, хотя Причастие Святых Христовых Таин остается первейшим лекарством. Лечить и душу, и тело. Также постараться, что вызывает гнев? Все вокруг – тогда точно нужно к врачу. Горячо любимая мама – надо разбираться, почему и когда это началось. Но главное не бросать и не отчаиваться,  продолжать бороться.

— Давайте поговорим о Святом Причастии.

— Святое Причастие – основа, смысл, центр всего христианства. В Причастии мы с Христом  встречаемся. К сожалению, и причащаться можно  механически, не рассуждая о том, что происходит. Здесь тоже от человека требуются усилия по сосредоточению, подготовке  себя  ко встрече с Христом в Причастии.

На протяжении двух тысяч лет Церковь говорит, что это самое главное в христианстве, это источник жизни вечной. Насколько без этого нет жизни. Если не причащаться, пост также становится бессмысленным.

— Что можно сказать людям, которые не постятся? Как их можно заинтересовать?

— Заинтересовать вряд ли, но можно позвать в этот мир. Встреча с Богом реальна, а пост – одна из тех дверей, которая открывается для человека. Хочется пожелать не жалеть себя, а решиться, взять и попробовать. Пусть что-то будет неправильно с точки зрения предписаний и правил, но сам по себе этот труд, эта решимость важны сами по себе.

— Нужно ли брать благословение перед постом?

— Это полезно и в педагогическом плане, и в смысле послушания, смирить свою жестокую, то есть жесткую, негнущуюся выю перед благословляющей десницей духовника. Кроме того через благословение мы получаем благословение Господа, просим Его помощи, силы, вразумления, понимая, что сами слабы, будем спотыкаться, Ты же мне помоги пройти время этого поста с толком.

Большое спасибо, отец Анатолий, за беседу и наставления.

— Спаси всех Господь.

Расшифровка: Юлия Подзолова

Оставьте комментарий