Праздники

8 мая — Антипасха

Апостол Фома
Антипасха: между сомнением и верою

Тот, кто впервые слышит слово «Антипасха», удивляется: «Как христиане могут отмечать такой праздник?» И действительно, слова с приставкой «анти» для нас обычно ассоциируются с чем-то противоположным тому, о чем идет речь. Так какое же значение вкладывает Церковь в этот праздник? Неужели может быть что-то «против» Пасхи?

Иногда очень полезным для нас оказывается знание правильных значений слов и их происхождения. Дело в том, что приставка «анти» в русском языке не родная – она пришла к нам из древнегреческого языка, где имела несколько иное значение: первым значением «ἀντι» в словаре мы увидим слово «вместо», и только вторым будет хорошо нам знакомое «против».

История этого дня такова: Фоме, одному из двенадцати апостолов, как сказали бы мы, не повезло. По Божиему промыслу, когда Иисус Христос впервые явился ученикам после Своего Воскресения, он не был среди них. Когда же ему стали рассказывать об этом чуде, Фома отказался поверить: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Здесь сразу вспоминается прочно вошедшее в наш обиход выражение «Фома неверующий», имеющее обычно негативный подтекст. Мол, и ты, как он, не хочешь верить очевидным вещам. Впрочем, очевидным ли?

Христос Воскрес, и апостолы с сияющими лицами передают это Фоме. Но он сомневается. Нам сложно осудить его поступок, ведь не раз в жизни у каждого бывают моменты, когда слабеет вера. Но есть в маловерии Фомы одна черта, которая и сделала этот день памятным для всех христиан. Апостол колеблется, но он стремится к убеждению в том, что эта радостная весть все-таки не обман, не иллюзия. И порыв его был услышан – Господь приходит к нему, и дает то, о чем он просил: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27).

Этому, пожалуй, и учит нас сегодняшний праздник. Когда вера колеблется, важно не поддаваться унынию, не уходить «в страну далече», как блудный сын из притчи, но, вспоминая апостола Фому, для которого «вместо» Пасхи вновь явился Воскресший Христос, всей душой взывать к Богу о благодатной помощи, и она обязательно будет дарована – «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (МФ.7:7-8).

Автор: Антоний Рожин, старший пономарь Храма свт. Луки (Войно-Ясенецкого), магистр религиоведения

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Интернет-магазин

Оставьте комментарий