Настоятель Статьи

Священник Анатолий Куликов. Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице. О немилосердном должнике.

Рембрандт. О немилосердном должнике

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Центурион Корнелий (Притча о немилосердном должнике)».

«Царство небесное подобно царю, который хотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А так как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: Государь! Потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, и пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, пришедши, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Мф.18:23-35).

Успенский пост – время воздержания.

В эти дни Святая Церковь вновь напоминает нам о том, что человеку нужно уметь отказываться от своих желаний, чтобы оставаться самим собой.

Часто люди, слыша о строгости поста, недоумевают и спрашивают: а зачем нужно от чего то воздерживаться? Почему нельзя позволить себе того, что хочется? Что в этом плохого?

Действительно, на первый взгляд кажется, что в этом нет ничего предосудительного. Но святые отцы предупреждают: чем больше мы исполняем свои желания, тем больше растет наше самолюбие, что является основанием для любого греха.

Беда наша в том, что грехи свои мы не видим. Человек привыкает верить в себя, доверять себе, считает свое мнение единственно правильным. Нам вовсе не хочется видеть себя источником каких-то бедствий. Мы чаще всего ищем объяснения своих проблем во внешних обстоятельствах. Такая слепота преследует как каждого человека в той или иной степени, так и все человечество в целом.

В евангельской притче о немилосердном должнике речь идет о человеке, который за огромные невозвращенные долги был приговорен к рабству. Покарать должны были не только его, но и самых близких ему людей. В ужасе несчастный умолял своего господина помиловать его, и царь внял его мольбам, проявил милосердие и отпустил бедолагу вместе с семьей на волю. Без всяких условий. Без упреков. Без обязательств. Оказавшись на свободе, этот человек, тут же забыв о великой милости, проявленной к нему, первым делом проявил крайнюю степень озлобления и жестокости по отношению к своему собственному должнику и за это понес заслуженную кару.

Всем нам — свыше, в долг — даны наша жизнь и таланты. Мы постоянно пользуемся милостью Божьею. Притча говорит о том, что для каждого из нас наступит час, когда придется отчитываться за свои деяния. И в этот момент многие из нас придут в ужас от того, что нам нечем расплатиться за наши долги. Великое благо, если человек помнит об этом на протяжение своей земной жизни. Великое Благо, если мы найдем в себе силы понимать это и коленопреклоненно умолять: Господи, помилуй! Оставь мне долги мои, прости меня, Господи! Дай мне время на покаяние и исправление, чтобы я успел принести плоды духа, которые будут угодны Тебе!

Случается, что человек упорно внушает сам себе – никому ничего я не должен! Это мне должны! Все — мое! Я – хозяин своей жизни! Я решаю, что — хорошо, а что — плохо. И это уже полная безнадега. Это страшно.

Господь милостив. В этом наша надежда. В этом наше утешение. Господь прощает все, когда мы просим у Него прощения. Обнуляет наши отношения. Дает человеку шанс начать все снова. Каждый раз, придя на исповедь, мы получаем этот шанс.

Но от одного прощения Божия зависит не все. Мало одной Божьей милости.

Евангельская притча говорит нам о том, что человек, даже получив милость господина своего, в итоге оказался в еще более худшем состоянии, чем был. А почему? Потому что тогда, когда было нужно проявить милосердие к другому человеку, его обуял гнев. Сердце его сжали страсти. Самость его не смогла пережить этой ситуации.

Надо помнить, что милость Божия не освобождает человека от страстей. И если не бороться с ними, не ограничивать свои желания, то однажды твои страсти поступят с тобой таким же образом, как это было рассказано в притче. Страсти – это айсберг, который закрывает собой от нас все доброе и светлое.

Святая Церковь призывает нас учиться работать над собой даже тогда, когда, вроде бы, и нет у нас каких-то очевидных острых проблем. Но всегда надо помнить, что они могут возникнуть в любой момент. И тогда может случиться так, что не сам ты, а твои страсти – чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев, тоска, уныние – будут диктовать тебе, что делать. Не ты будешь хозяином самому себе, а демоны, которые в тебе воспитались и выросли. И они утащат тебя на дно ада, если ты не научишься им сопротивляться.

Пост – это самое благоприятное время для того, чтобы отказывать самому себе в чем то малом, управлять своими желаниями, мыслями. Это время учиться быть свободным. А ведь только свободный человек может увидеть Бога. Для человека, который в рабстве у своих страстей, ни о каком познании Бога и речи быть не может.

Помоги нам, Господи, в этом деле! Помощи Божией всем нам во время поста!

Протоиерей Анатолий Куликов

Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) г. Екатеринбург

20 августа 2017 г.

Оставьте комментарий