Праздники

15 февраля — Сретение Господне

Сретение Господне

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам Христианской Церкви. Но, несмотря на ранее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 – 565 гг.), Антиохию (г. Антакья на территории современной Турции) постигло землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастье последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, что в этот раз празднование Сретения Господня нужно совершить торжественнее обычного.

Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне наряду с великими праздниками. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Семеоново проречение». Она символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2, 35).

История праздника

Слово «сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча». Церковь празднует встречу Богомладенца Христа и святого Симеона. Более подробно об этом событии рассказывает Священное Писание.

За древнее избавление от рабства египетского и в память последней казни смертью первенцев египтян (см. книгу Исход) Ветхозаветный закон требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужского пола как собственность Божия, приобретенная кровью чужих первенцев, был принесен в 40-й день после рождения в храм, посвящен Богу и искуплен у Господа; это называлось посвящением младенца. Смысл этого обряда следующий. Если чадородие – дар Божий, то кому, как не Богу, следует посвятить первый плод этого дара? Евреи должны были посвящать Богу своих первенцев в благодарность за спасение их детей при избиении египетских первенцев. Первенец Девы Марии исполнил этот закон: Он был принесен в храм и искуплен – Тот, кто пришел на землю, чтобы смертью Своею освятить, искупить и воскресить всех людей от греха и смерти.

По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено участвовать в богослужении и входить в храм Божий, так как она считалась нечистой. По окончании этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву – однолетнего агнца, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей.

Матерь Божия не имела нужды в очищении, ибо была Пренепорочной и Пречистой Девой, зачавшей Сына бессеменно и родившей Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию и принесла в храм жертву бедных – пару молодых голубей.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Древние источники сообщают, что египетский царь Птолемей II Филадельф (285 – 247 гг. до Р.Х.) пожелал пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Он пригласил из Иерусалима книжников. Синедрион послал своих мудрецов. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон, один из ученейших людей своего времени. (Работа была выполнена и получила название «Перевод 72 толковников». Именно с него в дальнейшем Ветхий Завет был переведен на славянский язык для Болгарской, Сербской и Русской Православных Церквей.) В истории Никифора Каллиста повествуется, что при переводе книги пророка Исаии Симеон остановился на известном пророчестве: «Се Дева во чреве зачнет», — и хотел исправить это место, зачеркнув слово «дева» и написав «жена». Но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что он не умрет, пока сам не увидит исполнение этих слов. «Имей веру написанному, — сказал он, — и сам увидишь его исполнение, ибо ты не умрешь, пока не узришь родившегося от Чистой Девы Христа Господа». Предание говорит, что Симеон долго ждал исполнения пророчества: когда он умер, ему было 360 лет. Со дня явления ему ангела Симеон каждый день ходил в храм и, по внушению Святого Духа, узнал Деву Марию с Богомладенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом.

Сретение Господне

Сретение Господне. Монастырь св. Луки, Греция, Геликон

Симеон принял из рук Богородицы Младенца (поэтому Церковь присвоила ему имя Богоприимца) и, благословив Бога, воскликнул в священном восторге: «Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое» (ср. Лк 2, 29 – 30). Он обращался к Иисусу не как к Младенцу, а как к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удерживать на земле.

   Предвидя крестные страдания Спасителя, скорби и слезы Его Матери, Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (ср. Лк 2, 34 – 35). Восстанием Христос стал для верующих и следующих Ему, а падением – для неверующих и отвергающих Его.

   В Храме была также 84-летняя вдовица Анна-пророчица, дочь Фануилова, из колена Асирова, известного богатством, силой и вместе с тем кротостью и миролюбием. Семь лет прожила она с мужем и после его смерти посвятила себя служению Богу в Иерусалимском храме. В трудах, посте и молитве проходила ее жизнь. Святая Церковь называет ее всехвальной вдовой, преподобной старицей и пророчицей. Праведная Анна тоже приблизилась к Младенцу и, по внушению Святого Духа, стала благодарить Бога и прославлять Божественного Младенца во всеуслышание.

До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета  Симеон и Анна удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Поэтому на следующий день после праздника Сретения Церковь молитвенно вспоминает их.

Источник: «Православные праздники»/ сост. С. Р. Бегиян. — Минск:

Белорусская Православная Церковь, 2009. — 240 с.: ил.

Тропарь, глас 1
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Оставьте комментарий