Видео Настоятель Статьи

Священник Анатолий Куликов. Проповедь во вторую неделю Великого Поста

«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали«. (Мк., 7 зач., II, 1-12.)

С праздником, дорогие наши братья и сестры! С воскресным днем!

Часто, имея что-то в жизни, мы, по привычке своей, этого не ценим. Возьмем, к примеру, нашу с вами церковную жизнь. Если человек перестает приходить в храм, то очень скоро вера в нем начинает пропадать. Постепенно происходит охлаждение, возникают сомнения в Священном Писании и так далее. Убери храм из жизни человека —  и очень быстро все христианское в нем начинает высыхать и пропадать… Среди тех, кто в церковь ходит лишь по большим праздникам, часто можно услышать рассудочное, на первый взгляд, логически правильное мнение: зачем, мол, строить новые храмы, если и действующие-то не переполнены?  Действительно. Не переполнены. Это правда. В праздники больше людей в храм приходит, в  будние  дни  – меньше. Аналогичная ситуация и в кафедральных соборах. Все это так. Но новые храмы строятся не потому, что те, что имеются, вдруг перестали вмещать всех желающих. Нет. Причина в другом. Мы все с вами — люди очень слабые. Наша вера настолько хлипкая, что, если у нас в шаговой доступности не будет церкви, то  мы очень скоро дорогу в храм совсем позабудем. По воскресеньям у большинства наших сограждан выходной. У большинства главное желание – поспать подольше, побыть с семьей… И вот загляните-ка себе в сердце – пошли бы вы сами в храм на воскресную службу, если бы он был не рядом, а, к примеру, в соседнем городе? Конечно и в советские времена были по-настоящему воцерковленные люди, которых такие обстоятельства не смущали, но их были единицы. Подавляющее же большинство, увы, не способно на такие подвиги. Вот и стараемся мы строить побольше церквей,  чтобы каждый человек — как бы он ни был занят, слаб или болен — смог бы сам дойти до храма и получить Благодать Божию. Храм — это удивительное место. Здесь излечиваются, питаются наши души.  Если мы начинаем регулярно бывать в храме Божием,  то каким-то удивительным образом — незаметно для нас — наша вера начинает оживать. Бог нас в храме спасает.  Именно сюда Господь с любовью зовёт каждого человека. Здесь – дом Божий.

Давайте же ценить то, что мы имеем. Ценить возможность прийти утром в воскресенье в храм Божий, возможность соблюдать пост, помолиться, возможность побыть вместе …

Люди так Богом устроены, что не могут жить в одиночестве. Нам хочется быть с кем-то, кто нам дорог, кто нам близок, кто нам понятен. И это естественно для человека, в этом проявляется воля Божия. Очень часто Бог спасает человека через окружающих его людей. Порой это происходит незаметно, но, тем не менее, это так. Сегодня в Святом Евангелии мы читали историю о людях, которые принесли на носилках парализованного человека. Чтобы доставить своего больного друга ко Христу-Спасителю им пришлось разобрать крышу дома, где собралось так много людей, что в него невозможно было попасть по-другому. Представим только – разобрали крышу чужого дома! Ситуация, на первый взгляд, невероятная! И возникает вопрос: кем же могли быть эти люди, чтобы так вот взять – и испортить чужое имущество? И каким человеком был тот хозяин дома, который разрешил это сделать?

Вообще, о хозяине дома в этой истории не говорится ни слова, но очевидно он был человеком неординарным, близким ко Христу. Ведь Господь всегда приходил туда, где его ждали, встречали, где были люди, готовые его принять, быть с ним заодно. Мы можем вспомнить дом апостола Петра,  дом Марфы и Марии. Много таких примеров можем найти в Евангелии. Помните, Господь заповедовал своим ученикам: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф. Гл. 35). Иными словами,  сначала узнавайте, кто достоин, а потом у того и поселяйтесь. Важно это? Важно! Потому что не всякий человек может быть помощником в деле спасения

Вернемся к Евангельской истории.  Конечно люди, в первую очередь, шли ко Христу. Но шли они еще и потому, что знали хозяина  дома, знали его семью. Скорее всего, те, кто принес больного парализованного на носилках, тоже были хорошо знакомы с этим человеком,  и, может быть, сам хозяин дома посоветовал так поступить – разобрать крышу.

Очень важно в жизни иметь друзей, через которых Бог приходит в нашу жизнь, вместе с которыми мы идем к спасению. Представим на минутку: если бы тот человек не пустил Христа с апостолами к себе домой, то не было бы у больного встречи с Господом.  Не был бы он исцелен. Со Христом бы не встретились друзья этого больного и не услышали бы Его спасительных слов. Давайте же посмотрим, какие люди нас окружают. В первую очередь – это наши семьи, наши близкие. Они даны нам промыслом Божиим. Но есть и другие люди, общение с которыми мы выбираем. И вторая категория людей особенно важна. В Священном Писании говорится: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс.17: 26-27).  Люди, с которыми ты общаешься, влияют на твою жизнь, на твои поступки, чувства, слова. Это важно помнить.

Идет Великий Пост. Это путь, который ведет нас сначала на голгофу, а потом к Воскресению Христову. Это путь,  который мы проходим все вместе. Господь желает, чтобы мы шли к Нему не каждый по отдельности, а были все вместе с Ним.  Это очень нелегко. Это очень сложно — быть вместе. Ведь все мы разные, все мы, к сожалению, больны своей самостью. И чтобы постараться преодолеть различия, давайте, во-первых, будем видеть друг в друге хорошее, а во-вторых — выбирать тех людей, которые помогают нам спасаться, а не мешают.

 Господь говорил: “Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29-30). Здесь не говорится о членовредительстве. Нет. Здесь говорится как раз о том, что для тебя очень дорого в жизни – как правая рука, как правый твой глаз… Но если это не дает тебе спасаться — освободись от этого. Жизнь очень коротка.  Дни лукавы. Выбери добро, а не зло. Выбери жизнь, а не смерть.

Давайте ценить то, что дает нам Бог. Давайте ценить храм, богослужения. Давайте будем ценить людей, окружающих нас, и, если есть возможность, то выбирать самых достойных. Спаси нас всех Господь! Аминь.

Протоиерей Анатолий Куликов

Храм святителя Луки Крымского, г. Екатеринбург

04 марта 21018 г.