Видео Духовенство

О немилосердном должнике. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.»

Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

Христос, говоря о Царствии Божием,  рассказывает притчу о должнике. Некий человек должен был царю десять тысяч талантов. Эта сумма, эквивалентная 300 – 600 тоннам серебра, была совершенно непомерна для обычного человека. Это — бюджет большого государства. Долг был настолько велик, что одному человеку его отдать было невозможно… Тем не менее Христос говорит, что громадная сумма была прощена должнику. Царь не просто отсрочил выплату долга, он его должнику простил. А что делает должник? Он, встретив того, кто задолжал ему всего сто динариев, тут же начинает его истязать. Что такое сто динариев? Это сумма, которая сопоставима с современной небольшой зарплатой — не очень маленькая, но ее вполне можно было бы подождать… Однако, только что прощенный царем должник сразу обо всем забывает и  начинает безжалостно требовать немедленно вернуть его деньги. В итоге за свое жестокосердие он получает заслуженное наказание…

О чем нам напоминает эта притча?

Мы так много грешим и столько должны Богу, что нам самим невозможно никакими делами этого искупить. Но, тем не менее, если человек прибегает к покаянию, если он обещает Богу изменение своей жизни, то Господь прощает ему этот безмерный, громадный, астрономический долг.  Покаяние – это начало пути. Это зернышко, которое мы бросаем. А итог покаяния – Прощение.

В молитве «Отче наш» есть такие слова: «и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим».

Если мы просим у Бога прощения в надежде, что Он нам все простит, но при этом сами не прощаем своих ближних, то, естественно, грош цена всем нашим молитвам. Почему Бог не простит нам, если мы не научимся прощать наших должников? Да потому, что никакая злоба, никакая обида не могут войти в Царство Божие.

Помните, о чем молился Христос на кресте: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Большинство из нас хоть раз в жизни испытывали физическую боль — например, в кабинете стоматолога или во время операции. Когда больно, человек о чем-то второстепенном не думает. Он говорит то, что является наиболее важным.   Христос, претерпевая нечеловеческие муки на кресте, говорит о важнейшей в христианстве — о прощении врагов.  Будем всегда помнить об этом. Наша задача – учиться прощать своих должников, своих обидчиков. Не творить зла своим ближним, ибо в Царствии Божием нет мести, нет зла, нет вражды. В нем все пребывают в любви и согласии.

Вернемся к словам Священного Писания. Христос говорит, что за обижаемого заступились его товарищи. Согласно толкованиям святых отцов, нашими товарищами являются не только наши близкие, друзья, но и ангелы Божии, которые молятся о нас. И в этом — надежда наша и утешение.  Если кто-то нас обидит, то за нас будет кому заступиться.  И самое главное – давайте думать о том, о чем мы молимся. Если мы молимся о прощении наших глобальных грехов, которые никто, кроме Бога не сможет нам простить, то будем помнить и о том, что мы сами должны научиться прощать наших ближних, чтобы всем пребывать в мире.

Спаси вас Господь! Аминь

Иерей Димитрий Бажанов

01 сентября 2019 г.

Храм святителя Луки Крымского, Екатеринбург