14 ноября Святая Церковь чтит память бессеребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские были родными братьями. Асийскими они называются, потому что Родина их — Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно, но известно только то, что они жили не позднее IV века.
Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по имени Феодотия. Когда они были детьми, отец умер и воспитанием занималась мать. Решившись на всю жизнь остаться вдовой, она ревностно исполняла закон христианский, заботилась только о том, чтобы угодить Господу. Поэтому Святая Церковь причислила ее к лику святых, наименовала преподобной и творит память Феодотии вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как только дети стали подрастать, она отдала их в научение грамоте. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущим, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.
Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать — дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как только начинали лечить Косма и Дамиан. Это привлекало к ним множество болящих. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для этого переходили из города в город, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самой чистой, высокой целью — служить страждущим ради Бога. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали—и верно сохранили заповедь Спасителя: « больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте…» (Мф. 10, 8) Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.
Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. « Праведник милует души скотов своих.» (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, и как только они показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.
Однажды зашли они в одно пустынное место, и нашли едва живого верблюда. Как он туда попал было совершенно непонятно. Святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. Позже животное не осталось неблагодарным к ним.
В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.
Одна женщина по имени Палладия несколько лет страдая тяжкою болезнью, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.
С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.
Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради имени Божия, уступил ее просьбе.
Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, когда они умрут, не полагали вместе с ним тело Дамиана, так как он нарушил обет Господу, взявшего плату за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя…» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.
Чрез некоторое время после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.
И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд, и заговорил человеческим голосом. «Человецы Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».
Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне этот город не существует, т.к. разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.
Вскоре на месте их погребения устроена была церковь. Туда из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие. Они постоянно окружали их храм. После этого можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых.
Святые братья исцеляли недужных не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самой чистой, высокой целью — служить страждущим ради Бога, ведь они исцеляли и не брали за это никакой платы.
За это бескорыстное служение, чудесные исцеления болезней Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские молите Бога о нас!
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка