димитрий бажанов

Вопрос священнику

На ваши вопросы отвечает священник Димитрий Бажанов

Ваш вопрос

 
 
 
 
 
Ваш адрес e-mail опубликован не будет.
4933 записи.
Евгений написал(а) 12.10.2023:
У моей подруги с детства склонность к суициду. Даже была попытка в 12 лет. У нее случилось обострение и угрожала покончить с собой. Отговаривал как можно ее. Я пообещал Богу , что возьму ее в жены, лишь бы спасти её. А теперь не знаю, как сдержать слова. Как мне быть?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Евгений! Никто не заставляет Вас жениться. Брак-это совместное следование ко Христу, а не решение каких-то проблем, которые в браке только усугубятся и приведут к еще большей трагедии. Нельзя жениться/выходить замуж за алкоголика, наркомана, развратника и тд, придумывая себе в мечтах его исправить/вылечить/сделать верующим и тд. Даму нужно лечить у хорошего психотерапевта и оказывать ей полноценную медикаментозную помощь. Жениться на ней для этого совершенно не обязательно.
Маргарита написал(а) 11.10.2023:
Здравствуйте. У мужа умер первенец на 10 день жизни (мать употребляла наркотики и плод плохо развивался). Теперь каждый год у него во время годовщины смерти прихватывают почки,он думает что это его наказывает так умерший младенец. Отношения во время беременности матери у него были не очень,т.к он её не любил,но от ребенка не отказывался.Подскажите пожалуйста как быть в таком случае? Дитя не крестили.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Маргарита! Прочитайте , пожалуйста, внимательно:
https://foma.ru/nekreshhenyie-umershie.html
Елена написал(а) 11.10.2023:
Добрый день. Подскажите можно ли собороваться при выпадении волос? Считается ли это болезнью? Ведь собороваться можно только людям с заболеваниями или всем можно?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Елена! По поводу выпадения волос лучше посоветуйтесь с врачом. Таинство Елеосвящения- таинство покаянного характера, к нему прибегают в случае серьезных заболеваний.
Елена написал(а) 11.10.2023:
Здравствуйте Батюшка! Помогите разобраться. Мучают вопросы о жизни после смерти, одна священники пишут что жизнь после смерти сознательна и все будем помнить и чувствовать, другие пишут про сон до воскрешения. Мучают сильные панические атаки по этому поводу, не знаю как с ними бороться.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Елена! По поводу панических атак,- это к психотерапевту. Начните регулярно посещать храм, по воскресным дням исповедуйтесь и Причащайтесь. Перед тем, как прочитать Слово о смерти свт. Игнатия Брянчанинова, рекомендую Вам прочитать книгу Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения».
Александр написал(а) 11.10.2023:
Добрый день! На днях читал статьи в интернете о том, что такое хула на святого духа и обнаружил к ужасу для себя что как раз совершил такой грех. Именно был момент, когда сказал что благое творение бога (святого духа) это дело рук нечислой силы. Хула на святого духа не прощается. Что теперь можно сделать и можно ли вообще?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Александр!
1. Имя Божие пишется с заглавной буквы;
2. Срочно сходите в храм к священнику на исповедь.
Даниил написал(а) 11.10.2023:
Конечно, мое мнение никого не колышет, но я когда рождался на свет, да и в общем, ожидал другого от своих родителей, а не того - что в итоге получается в семье! И ещё плохо то, что "осколки" от того что происходит в моей семье, останутся со мной навечно, даже если обращаться ко всем психологам/ психотерапевтам ( не обязательно же в своем городе только или очно, можно и через интернет, или это не гарантирует ничего хорошего?) то излечусь максимум только на 80 - 85%, а "осколки" жизни текущей останутся навечно, так или иначе помнить буду? Это тоже плохо, я считаю! Почему то такой миропорядок
в моей семье, неприятный для меня. Но, как уже сказал, это никого не колышет ( мою маму уж точно)! Поэтому я с некоторой завистью, что я не их сын ( да даже с большой) буду смотреть на другие семьи,( не на все поголовно я это делаю) то до старости, наверное. В старости уже нет смысла и надобности смотреть на других, честно! Но это не поменять никогда ( в части семьи рождения), а принять - "организм, точнее, подсознание отталкивает по причине характера этой семьи, я уверен"...


Всё, спасибо всем!

P. S Но сам факт смотрения - это плохо ведь, губительно. По другому говоря, здоровые люди ( психологически/ психически / в здоровой семейной обстановке которые росли) - так не делают, в принципе. А кто в нездороврй семейной обстановке растёт - так или иначе так делают ( возможно, и не только я!). Или, наоборот, только я?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Даниил! Сходите к психотерапевту.
Елена написал(а) 10.10.2023:
Будьте добры, подскажите как быть.
Я не суеверная, вообще.
Но прислушалась к совету одной верующей женщины, насчёт почистить дом свечками. (Сначала это все вызвало у меня смех, но решила попробовать). Вот собственно, я так и поступила. Суть такова: взять три свечки, идти против часовой стрелки по всем углам, читать Отче наш. Предварительно вымести дом, собрать весь мусор.
Я всю эту процедуру выполнила, но выметая мусор - попались два маленьких мячика ребёнка, попрыгунчики. Посчитала, раз они единственные оказались среди мусора - нужно убирать. Вот остались огарки свечей, этот мусор в тч эти мячики, я все в пакет - вынесла закопала. Но с тех пор меня мучают сомнения - стоило ли вообще пробегать к этому методу, я такое не люблю. И второе - что там в этом мусоре детские игрушки. Вот не даёт мне это покоя.. Каждый раз думаю - пойти выкопать тот пакет, достать игрушки, и выбросить их отдельно. Понимаю, что все это звучит абсурдно, но честно, не знаю как поступить.
И знаю также другое: не буду впредь применять никакие такие методы, потому что ничего о них не знаю и знать не хочу.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Елена! У христиан не принято совершать такие магические ритуалы. Свечки не могут «чистить» дом. Лучше сходите в храм, пригласите священника освятить Ваше жилище.
Надежда написал(а) 10.10.2023:
У Адама и Евы осталось два сына на ком же они женились если людей не было?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Надежда! Начните изучать Священное Писание, а пока прочитайте отрывок из учебника протоиерея Геннадия Егорова «Священное Писание Ветхого Завета» в 2-х томах: 2.1. Дети Адама
Первого человека, которого рождают люди, называют «приобретением» (Каин от евр. глагола «кана» – приобретать) или «опорой», в надежде, что этот первый человек, Каин, и будет тем Спасителем, через которого Господь обетовал им дать избавление. Но тем не менее мы видим, что получилось совсем не так и что мера греха человеческого стала только увеличиваться. Мы верим в то, что Адам и Ева покаялись, увидев в полноте последствия своего грехопадения. «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго»59. Мы также понимаем, что теперь уже, после изгнания человека из Рая, это покаяние уже не могло само по себе его избавить без каких-то особых действий со стороны Бога, то есть покаяния человеческого уже было недостаточно для того, чтобы человека в это утраченное состояние вернуть. И поэтому до прихода в мир Спасителя, до Его победы над смертью всё равно, вне зависимости от их покаяния или праведной жизни, все люди были подвержены закону смерти и содержались все в аду.
Далее мы видим, как начинает возрастать мера грехов человеческих и происходит первое убийство. Сейчас модно подчеркивать причину этого убийства: первое в мире убийство происходит на религиозной почве. Но это говорит не о том, что вера как таковая есть источник экстремизма, но о том, что, несомненно, отношения с Богом ясно бывают видны через отношение к людям. Одно с другим связано – Богопочитание и отношение к жизни другого человека.
Дети Адама Каин и Авель приносят жертвы. Откуда жертвы взялись? Если внимательно посмотреть на всё то, что мы сейчас знаем о жертвоприношениях людей всех времен и народов, то в общем-то ни одна из научных концепций происхождения этих жертв не может вполне их объяснить. Остается предположить, что сам Адам был научен Богом принесению жертв. Это объяснение, пожалуй, лучше всего может пролить свет на то, что нам дают разные научные исследования. И делается это не только для регулирования религиозной жизни людей, но и как пророчество, как предуказание на жертву Христову, которой спасется мир. И последующее развитие жертвоприношения у язычников является уже отступлением и извращением этого первоначального опыта, который принял Адам. Точно так же как и история религии скорее показывает нам историю одичания религиозного сознания человечества, нежели постепенного развития религиозных идей. Мы видим, что языческий путь, скорее всего, является результатом как раз потери смысла первоначальной религии, первоначальной веры в единого Бога. Этой точки зрения придерживаются многие исследователи истории религии настоящего времени.
Вернемся снова к Каину и Авелю. Бог призрел на жертву, которую принес Авель, и не призрел на жертву, принесенную Каином. Традиционно в святоотеческих толкованиях это объясняется тем, что Каин принес жертву небрежно, не разбирая того, что он приносит в жертву не самое лучшее из того, что он мог принести. И результатом этого,– человек с небрежностью отнесся к Богу,– следует, если можно так сказать, пренебрежительное отношение Бога к этой жертве. Но это не наказание, не смерть Каина, не проклятие, а скорее некоторое предупреждение о том, что такового рода жертвы (как в русской пословице: прими Боже, что нам негоже) не совсем Богу угодны.
Тем не менее, Каин находит путь к тому, как всё-таки получить благоволение Божие, но путь этот уже продиктован падшим человеческим разумом: по-видимому, Каин решает, что если он убьет своего брата, то Богу просто не на кого будет изливать Свои благоволения, и Каин опять окажется наследником и любимцем Божьим, потому что больше некого будет любить. Это уже извращенное состояние, поскольку настоящая любовь идет в сторону расширения, простираясь на каждый следующий объект, она не отходит от предыдущего. Любовь есть такое устройство сердца человеческого, в котором никому не тесно. А здесь Бог предполагается действующим не по любви, а по пристрастию, которое, наоборот, всегда идет за счет сужения: я люблю тебя за счет того, что я вот его, его и его не люблю и так далее. Из пристрастного сердца вытесняются все другие люди, и оно оказывается способным любить только самое себя. Это, в отличие от любви, состояние гибели. И Каин не понимает этого, для него любовь связана с соперничеством и с конкуренцией. Поэтому устранение соперника может сделать его обладателем любви.
Каин убил Авеля (Быт. 4:8). Мы уже сказали, что посягательство на жизнь человека есть вопрос религиозный, есть вопрос отношения человека с Богом. Более того, я неслучайно обратил ваше внимание на то, что за недостойное жертвоприношение Каин наказание не понес, а вот за убийство Авеля он был наказан. Здесь уже мы приближаемся к двуединой заповеди почитания Бога, то есть любви к Богу и любви к ближнему. Вспомните притчу-описание страшного суда в Евангелии, в которой Господь Иисус Христос говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
И снова мы видим, что человеку представляется возможность раскаяния. Господь показывает Каину, что путь его и намерения его Ему известны; однако не хватает его за руку, поскольку никогда не нарушает свободы человека (Быт. 4:7). Обратите внимание на параллель в Новом Завете. Господь Иисус Христос многократно указывал Иуде на то, что Он знает, что собирается сделать Иуда. Но, тем не менее, мы ни разу не видим, чтобы Господь говорил: «Иуда! Немедленно прекрати!» Иуда поставлен в известность о том, что его все намерения известны, о том, что это беззаконие, тем не менее, дальше он сам делает свой выбор. Точно так же и здесь: прежде этого убийства Каин уже поставлен в известность о том, что грех у двери его, то есть грех готов войти в его сердце и ему дается совет возобладать над ним. Тем не менее, Каин совершает это убийство. И снова ему предлагается покаяние, поскольку Господь спрашивает: «Где Авель, брат твой?» И в ответ слышатся слова, которые не меньше, чем слова падшего Адама о Еве, являются девизом падшего человечества. Каин говорит: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9). В данном случае следом за грехом (братоубийства) идет новый грех – грех лжи, грех отвержения предложенного покаяния. Варианты этой фразы: это его личное дело, а мне какая разница, это меня не касается, это его проблемы и т.д. В этих словах звучат то же самое каиново: разве я сторож брату моему?
И после этого уже Каин получает проклятие. Господь говорит: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать свои силы для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И это тоже очень важно. Экологические катастрофы, о которых сейчас говорят, связаны не только с техногенностью нашей цивилизации. Они связаны еще и с тем, что земля не может выносить греховности человека.
Земля более не будет давать силы для Каина, но Каин остается жив в назидание потомкам. На него полагается знамение его изгнания, знамение неприкосновенности. По другому толкованию, само определение Божие было этим знамением. Печать отвержения ясно напечатлелась на челе Каина60.
Для того чтобы вы не заскучали от такого буквального и назидательного толкования, приведу толкование прп. Максима Исповедника на убийство Авеля. Вы помните, что имя Каин значит «приобретение». Ева сказала: «приобрела я человека от Бога». Потому, что ей было дано обетование о семени жены, которое доставит спасение. И поэтому, вполне, конечно, можно было надеяться, что Каин и есть тот человек, через которого это спасение и будет дано. Имя Авель – «пар» – дано либо как обетование радости, либо как выражение некого разочарования, в том, что с рождением Каина ничего не изменилось. И прп. Максим Исповедник говорит следующее: «если бы блаженный Авель ... не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел бы до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин сущий и именуемый «законом плоти» (то есть навыком естественных сил, действующих на чувства), не восстал бы и не убил бы его с помощью обмана, выманив на совершение добрых дел в соответствии с созерцанием сущих до обретения совершенного навыка в добродетелях. Первый Адам, породивший закон греха, который не создавал для него Бог в раю, стяжал и первый плод преступления, соответственно смысл имени «Каин». Ибо это имя толкуется как «приобретение»61. Здесь речь идет, прежде всего, о том, что в то время когда человек принимает какое-то искушение, ему следует воздерживаться от естественного созерцания, в котором проявляется сила ума, и усиливаться в молитве, собирая вместе ум и обращая его только к Богу; о том, что во время искушений молитва гораздо больше дает человеку, чем разумные действия. Адам, посеяв грех, приобрел и результат этого греха – убийство. Иначе говоря: «когда ум еще не приобретший совершенного навыка духовного делания подвергается насмешкам со стороны плотского помышления и выходит с ним в поле (Быт. 4:8), то есть на равнину естественного созерцания, то он убивается, будучи не в силах преодолеть явленность сущих и удовлетворяясь только ими»62. В этой, казалось бы, по-бытовому простой истории преподобный Максим раскрывает духовный смысл Священного Писания, показывая что простыми словами нередко передаются утонченные стороны духовной жизни человека.

2.2. Допотопное человечество
От Каина происходит еще более развращенное потомство, и можно обратить внимание на то, что первые серьезные проявления того, что сейчас называют культурой, такие, как изготовление орудий из меди и железа, изготовление музыкальных инструментов и игра на них усваиваются именно потомками Каина (Быт. 4:21, 22). Почему так происходит? Мы видим в истории примеры, когда автономно существующая или вернее пытающаяся автономно от Бога существовать культура пытается собой полностью духовную жизнь подменить. Что относят обычно к духовной сфере жизни человека? Стихи, песни, изобразительное искусство и так далее,– некое порождение души человеческой, душевность, которая претендует на то, чтобы быть духовностью, то есть той областью, в которой собственно происходит встреча и содействие духа человеческого с Духом Божьим. Поэтому не случайно здесь это соотнесение с потомками Каина. Так же потомкам Каина усваивается строительство первого города (Быт. 4:17).
В книгах по библейской археологии вы можете прочитать о раскопках древнего Иерихона63. И хотя вряд ли этот город, сооруженный за девять тысячелетий до Рождества Христова, и есть тот самый город, построенный каинитами, тем не менее, он вызывает удивление. На земле, где все живут в шатрах, где нет еще как таковых орудий, приспособленных специально для убийства людей, вдруг кто-то сооружает такой город. Что это? Желание обнести себя стеной, сесть внутри и почувствовать себя, наконец, в безопасности. Еще одно проявление состояния падшего человека: желание забраться куда-нибудь поглубже, загородиться от Бога и от всего мира и в этой мнимой безопасности пребывать.
Из сыновей Адама упомянут в Писании еще один – Сиф. «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, Которого убил Каин»,– говорит Ева (Быт. 4:25). Больше никаких детей Адама и Евы не называется; тем не менее, судя по тому, что заключаются браки и рождаются следующие поколения, каких-то еще детей можно предположить, поскольку традиционное учение, которого придерживается Церковь, утверждает происхождение всего человечества от единой пары – от Адама и Евы. Благочестивая, если можно так сказать, ветвь человечества идет как раз от этого третьего сына Адама – от Сифа, так как о нем сказано: «Тогда стали призывать имя Господа» (Быт. 4:26). Вероятно, потомки Сифа названы в Писании сынами Божиими (Быт. 6:4). Наибольшее внимание из допотопных, как мы их называем, патриархов, которых было десять, следует уделить Еноху. Почему? Потому, что о нем говорится нечто странное: «и ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Богом». В этих трех словах – «ходил пред Богом» – очень емко выражена норма ветхозаветной праведности. Здесь показывается всё устроение души человека и устроение его сердца, и расположение всех его дел: это человек, который постоянно памятует о Боге, осознаёт себя пребывающим в присутствии Божием, причем не теоретически, а практически, поскольку говорится, что он «ходил». Не просто размышлял о Боге, но все свои дела, все свои действия располагал именно как раб Божий. О Енохе сказано, что он прожил 365лет,– остальные патриархи жили гораздо дольше: 800 и 900 лет. О нем же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «потому что Бог взял его»,– в этом он подобен пророку Илии, который также был взят на небо, так и не вкусив смерти (см. 4Цар. 2:11, 12). Енох – первый великий ветхозаветный праведник, хотя о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Богом». Запомните это выражение, оно нам еще встретится.
Евгения написал(а) 10.10.2023:
Здравствуйте, скажите пожалуйста, можно ли в реальной жизни мысленно продать душу дьяволу? Или это миф, выдумки и т.д.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Евгения! Я Вам этого не рекомендую. Последствия будут очень страшные и мучительные.
Анна написал(а) 09.10.2023:
Здравствуйте, батюшка.
Помогите разобраться, искала статью про исповедь, данный текст имеет ошибок или всё верно указанно?
Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, — это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих — это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни.


Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ин. 6:53


Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем.
Ин. 6: 56
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Анна! Внимательно прочитайте об этом здесь: 2.3. Таинство Евхаристии

2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии

Евхаристия есть таинство, в котором
а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную437.
Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.
2.3.2. Установление таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови»438.
При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки (акциденции).
Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом «не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею»439.
Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величайшего христианского таинства посредством схоластических дефиниций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино поставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.
При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась»440.
Приблизить эту тайну к нашему восприятию свв. отцы пытались посредством образов. Так, многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов441.
Латинское учение о пресуществлении деформирует восприятие верующими таинства Евхаристии, превращая таинство Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие. В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Спасителя как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновать. Отцы Церкви усматривали их единство не на природном, а на ипостасном уровне, в причастности свв. Даров и человечества Христова единому способу существования в Ипостаси Бога Слова. Чудо преложения свв. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; иными словам, в таинстве Евхаристии не изменяется сама природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы442.
2.3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Ин. 6:53–54)
Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть
а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6:55–56);
б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6:57);
в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6:58). Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение:
«Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:29).
2.4. Таинство покаяния

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»443.
Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23).
От приступающих к таинству покаяния требуется:
а) вера во Христа, ибо «всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).
б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7:10).
в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:19).
Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.
Нина написал(а) 09.10.2023:
Будучи молодой я́ поспорила на бутылку конья́ка. И проспорила́. Судьба разбросала нас по разны́м городам. Прошло 50 лет, но я́ не могу за́быть, что не отдала долг.а того человека уже не могу найти.что мне делать.это как больная рана очень меня мучает.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Нина! Спорить - не христианская традиция. Лучше начните регулярно ходить в храм, изучать Священное Писание, регулярно исповедоваться и причащаться.
Максим написал(а) 09.10.2023:
Здравствуйте, отец Дмитрий. Расскажите пожалуйста, как правильно носить кольцо с символом Хризма снаружи и молитвой Отче наш внутри. Чтобы не вышло так, что Хризма будет перевернута, чертям на радость - где верх, где низ у кольца. С уважением, Максим.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Максим! Христиане носят только обручальные кольца. Иные украшения не носят никакого религиозного смысла.
Вячеслав написал(а) 08.10.2023:
Здравствуйте. Построил у дома матери гараж и новый забор. Участок не ровный и на пересечении получается угол. Мне очень нравится дерево плакучая ива. Я хочу посадить перед этим углом плакучую иву чтобы она своими раскидистыми ветвями скрыла недостатки геометрии и украсила ландшафт. Веточка ивы в банке с водой дала корни. Но супруга стала резко против плохая мол примета. Произошла ссора. Рассудите пожалуйста нас как поступить.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Вячеслав! Ваш вопрос не имеет НИКАКОГО отношения к христианской религии. Обратитесь к ботаникам или ландшафтным дизайнерам. Чем посадка дерева является плохой приметой,- такое в своей жизни слышу впервые. Сочувствую Вам. Но главное,- мир в семье.
Ольга написал(а) 08.10.2023:
Батюшка, я наливала освященную на молебна воду в бутылку через воронку и пролила на стол и на пол. Привела всё в порядок, но на душе осталось неприятно и тревожно из-за моей неловкости и рассеянности. Как быть? Надо ли покаяться из-за моей оплошности на исповеди?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ольга! Да, если Вас это смущает, то покайтесь в этом на исповеди.
Александр написал(а) 08.10.2023:
Здравствуйте. Мы с семьёй собрались переезжать из города в деревню, купить домик, завести хозяйство, огород. Поехали по регионам поискать где комфортнее климат. Нашли область, определились с районом и стали искать дом. Долго искали, нигде не нравилось. Нашли в одном месте, но домик старый надо было делать. Везде где были, говорили зачем вам это село и этот дом, но нам понравилось место. Дом был без документов и хозяин решил заняться оформлением, а мы пока занимались ремонтом. Но произошло непредвиденное, дом ночью сгорел. Теперь мы не знаем, стоит ли искать дом в этом районе, области, времени или искать вообще?
Спасибо.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Александр! Вам необходимо по этому поводу советоваться с юристом и экономистом. Какие документы, где Вы будете работать, где будут учиться Ваши дети, как обстоят дела с медициной в этой местности и тд.
Евгений написал(а) 08.10.2023:
Здравствуйте. Примерно год назад на мою работу устроилась девушка. Мне она сразу понравилась. Но так, как заметил за ней пристрастие к курению , алкоголю, решил отказаться от идей более близкого знакомства с ней. Проходит время и она сама начала проявлять симпатию. Была со мной очень откровенная. Рассказала , как жила в гражданском браке 5 лет, муж её бил , поэтому бросила его. Так же с ним употребляли курительные смеси. Это меня ещё больше напрягло. Но , каким то образом непонятным для меня, все таки своей красотой сбила меня с ног и начали встречаться. Позже рассказала о том, что в детстве мама сильно пила , и на фоне таких трудностей , девочка попыталась покончить с собой. Но к счастью спасли. Поле этого какое-то время лежала в психушке. Меня это сильно пугало и я бросил её, хотя и она мне сильно нравилась. После этого я каждый день видел её на работе , понял, сколько боли ей причинил, на ней лица не было, совесть меня грызла так, как никогда раньше. Начал молиться за нее. Через месяц- полтора ме все таки начали просто разговаривать , так как работать приходится вместе. Я пытался держать дистанцию как мог. Но видно, что ее ко мне тянуло, как и меня к ней. В один вечер , она написала , что раздавлена, нет сил больше жить и собирается покончить с собой. Меня рядом не было, как мог отговаривал её. Очень испугалась за нее. Я дал обещание Богу , что возьму ее в жены, лишь бы спасти её. Как мне сдержать свое слово ??? Влюбленность у нас есть друг к другу, да. Но я не представляю, как нам вместе жить семьёй. Такие мы разные. Молюсь за нее каждый день. Видно, отношения налаживается. Но я боюсь создавать семью с ней. Рассказала , как года два назад сама легла на месяц в психушку . Не было сил просто жить. Ей очень тяжело жить. Что мне делать??? Я не хочу больше причинять ей боль, но видно, что когда я отдаляюсь , ей больно.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Евгений! Если Вы любите проблемы, Вам необходимы острые ощущения на всю жизнь и разные приключения, шантажи и истерики,- продолжайте с ней общаться. Но я бы рекомендовал Вам подальше держаться от нее.
Александр написал(а) 08.10.2023:
Здравствуйте, моей супруге с детства сделано бабушкой на смерть, с ней в последнее время творятся не объяснимые вещи и во снах приходит эта бабушка, запирает супругу в доме и он загорается. Или она попадает на кладбище и видит там выкопанную могилу и крест на котором её данные, это всё сводит её сума и что делать мы не знаем, помогите пожалуйста.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Александр! Для начала необходимо сходить к психотерапевту.
Ольга написал(а) 06.10.2023:
Батюшка, много лет назад, я совершила грех. В молодости у меня были интимные отношения с моим крестным. Крестили меня в 15 лет и крестным стал друг моего брата. Я выросла и у нас случились такие отношения, мы их не продолжили. Прошло 16 лет. Я в браке. Венчалась в церкви. Как мне отмолить этот грех?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ольга! Попросить священника, у которого Вы обычно исповедуетесь на воскресных службах назначить Вам посильную епитимью.
Арина написал(а) 06.10.2023:
Здравствуйте, подскажите как правильно поступить, после расставания с молодым человеком у меня осталась его сорочка, в которой окунаются на крещении. Контактов с ним не имею. Как мне с ней поступить?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Арина! Отнести ее в храм, придя на исповедь, чтобы покаяться, что жили с мужчиной вне брака.
Марина написал(а) 06.10.2023:
Здравствуйте у меня вот такой вопрос мужу и папу много лет не отпевали не знала об этом я их отпела в один день но они похороненые в разных местах после отпевания землю из церки отнесла в кладбище и крестиком рассыпола на могулу мужа так можно было делать.или нет
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Марина! Вы хорошо сделали, что их отпели, но главное,- регулярно и правильно их поминать. Как,- прочитайте здесь:
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix