димитрий бажанов

Вопрос священнику

На ваши вопросы отвечает священник Димитрий Бажанов

Ваш вопрос

 
 
 
 
 
Ваш адрес e-mail опубликован не будет.
4865 записей.
Яна написал(а) 10.08.2023:
Добрый день!подскажите пожалуйста,у нас кот и кошка,обоим по 10 лет,в силу обстоятельств с ними жить не можем у ребенка сильная аллергия и у мужа.Моя тетя их хозяйка не против их куда либо отдать,т.к должного ухода за ними нет.Они как уличные.но никто их не берет,а в платные приюты нет возможности их содержать.Усыплять или выкидывать на улицу мы не ходим.Муж предложил отнести на работу,где их будут подкармливать и сделать для них домик.Будет ли это считаться грехом и если да,то как его искупить?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Яна! Попробуйте дать объявление и пристроить своих питомцев в хорошие руки.
Ирина написал(а) 09.08.2023:
Здравствуйте, дорогой батюшка. Прошу Вас ответить на вопрос о моей дочери. Она православная христианка, воцерковлённая, поёт на клиросе. Так сложилось, что она собирается выйти замуж за француза католика и уехать во Францию. Мне трудно пережить расставание с ней и дать родительское благословение на этот брак, очень боюсь за неё, не уверена в том, что ей будет легко в другой стране. Нет мира на сердце, прошу у Бога помощи. Пожалуйста, подскажите, что я могу сделать в этой ситуации.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ирина! Православный христианин никогда не женится и не выйдет замуж за инославного. Априори. Поэтому Ваша дочь, скорее всего, мало знает о своей вере и не является воцерковленной. Чтобы понять подробнее, рекомендую и Вам и Вашей дочери внимательно прочитать две книги:
1. Прот. Иоанн Мейндорф «Брак в православии»;
2. Проф. Троицкий «Христианская философия брака».
И Вам сразу же станет понятно, что православные вступают в брак только с православными.
Виктор написал(а) 09.08.2023:
На первородный грех человека направил дьявол. Но почему белый ангел стал чёрным (дьяволом). Если это от гордыни, то откуда она взялась? Где её начало?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Виктор! Прочитайте внимательно цитаты из Катехизиса о. Олега Давыденкова:

1. «4.3.1.4. РАЗДЕЛЕНИЕ АНГЕЛОВ НА ДОБРЫХ И ЗЛЫХ, БЫТИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ
«Пространный Катихизис» учит, что не все ангелы «добры и благодетельны», существуют и «злые ангелы»221. Священное Писание говорит, что все творение «хорошо весьма (добро зело)» (Быт. 1:31). Это надвременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Бога, Который благ, и потому оно – благо. Но откуда же в мире зло? Проблема зла – проблема по существу христианская, которая серьезно не может быть поставлена в контексте небиблейского мировоззрения. Для материалистических учений добро и зло сами по себе не существуют, но обусловлены человеческим восприятием, сам же мир нравственно нейтрален. В дуалистических учениях зло – необходимый элемент в структуре мироздания, одно из условий мировой гармонии. Пантеистические учения монистичны, реальность зла здесь вообще не признается, оно понимается как некая иллюзия, следствие недостаточного развития человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло понимается как недостаток природы, то есть не как природа, а как то, чего природе в силу тех или иных причин недостает. Действительно, с христианской точки зрения зло не может иметь место среди тварных сущностей, ибо Бог не создавал зла. Тем не менее опыт человечества свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток природы. Зло имеет свою собственную активность.
Ответ на вопрос о природе зла дает Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш». Молитва Господня заканчивается прошением об избавлении нас от лукавого, но лукавый – это не нечто, а некто, некоторая личность. И зло не есть природа, а состояние природы, точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу. В.Н. Лосский предлагает следующее определение зла: «Зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» 222.
На основании Священного Писания можно дать следующее определение злых духов: это личные, свободно-разумные бесплотные существа, по собственной воле отпавшие от Бога, сделавшиеся злыми и образовавшие особый, враждебный Богу и добру, однако зависимый в своем бытии от Бога мир.
4.3.1.5. ПАДЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ
В «Пространном Катихизисе» о злых духах сказано, что «они сотворены добрыми, но нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу»223.
О падении злых духов говорится в Священном Писании:
«И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 2:9).
«Господь ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставившиx свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 1:6).
Господь Иисус Христос говорит, что Он «видел сатану, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18).
Падение злых духов не совершилось одновременно. Сначала пал один – главный, и «ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов»224.
Этот дух в Священном Писании называется сатаной («сатан» по-еврейски – «противящийся») (Мф. 12, 26), а также диаволом (diabolos, клеветник): «сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:8).
Господь Иисус Христос, указывая на власть, которую диавол имеет над грешниками, называет его князем мира сего (Ин. 12:31), а ап. Павел даже богом мира сего (2Кор. 4:4). По мнению свв. отцов, сатана первоначально был самым совершенным из всех духов225 или одним из высших Ангелов226. Жизнь личностных существ должна быть общением в любви, и прежде всего с источником любви – Богом. Тварные личности должны быть подобны сообщающимся сосудам, постоянно наполняющимся и передающим свое содержание друг другу. Однако по необъяснимой прихоти один из высших Ангелов захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая, и таким образом стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот грех называется гордостью, суть его состоит в своекорыстном повороте внимания на себя самого. В результате собственное «я» ставится в центр мироздания, делается кумиром для самого себя, а все остальное становится средством к его ублажению, теряет свою самоценность227.
Сущность падения ангелов есть гордость: «начало греха – гордость» (Сир. 10:15).
Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, имеет монархическое устройство. Господь называет его царством (Мф. 12:26). Единоличным главой этого царства является диавол, или сатана.
4.3.1.6. МИР ПАДШИХ ДУХОВ, ИХ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ, ОТНОШЕНИЕ БОГА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАДШИХ ДУХОВ
Гордость обрекает личность на тотальное одиночество.
«У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении» 228.
Таким образом, в отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:2).
По толкованию свт. Григория Великого, «завистию диавола смерть вошла в мир земной: когда злый дух позавидовал человеку, созданному для неба»229.
Поэтому главная цель деятельности злых духов – погубление человеков. Ап. Петр говорит, что «диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1Пет. 5:8).
Господь Иисус Христос называет диавола человекоубийцей от начала (Ин. 8:44).
Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет:
«Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу»».
2. «4.3.3.1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Согласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Сотворив тело человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Должно ли различать эти два акта сотворения хронологически или же только логически233? Прп. Серафим Саровский учил:
«Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было Души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна. Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: «Всесовершен ваш дух и душа и тело сохранится» (1Фес. 5:23). И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом»234.
По учению Церкви, душа и тело в человеке возникают одновременно, это справедливо и в отношении первого человека.
В «Пространном Катихизисе» сказано, что «дыхание жизни» – это «душа, существо духовное и бессмертное»235. Однако свв. отцы говорят, что «дыхание жизни» есть нечто большее, чем просто духовная субстанция. Так, свт. Афанасий Александрийский различал в сотворении человека логически, а не хронологически, два момента: собственно сотворение человеческой природы и запечатление, помазание ее Духом Святым. Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил.
«Изведенный из небытия человек в самом творении помазуется Духом, – «дыхание жизни», которое вдунул Бог в Адама, было не душа, но Дух святый и животворящий»236, – пишет прот. Г. Флоровский. Свт. Григорий Богослов говорит, что человек имеет в себе «частицу Божества»237, говорит о «струе неведомого Божества», о «свете... Божественном и неугасимом» в человеке238. В.Н. Лосский пишет:
«Нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого»239.
Таким образом, нетварная Божественная сила укоренена в самом акте сотворения человеческой природы, которая, по замыслу Творца, изначально заключает в себе Божественную благодать. Поэтому для человека естественно пребывать в облагодатствованном состоянии и, напротив, состояние безблагодатное противоестественно для человека. Священное Писание говорит, что собственно сотворением духовно-телесной природы творение человека не ограничивается. В Быт. 1:26 сказано: «И сотворил Бог человека (ед. число. – О. Д.), мужчину и женщину сотворил их (мн. число. – О. Д.)».
Во второй главе книги Бытия это событие рассматривается более подробно.
Не следует полагать, что бытописатель, описывая создание Евы из ребра Адама, пытался объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Прежде всего, это символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества240. Согласно Быт. 1:26, человек изначально представлял собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы.
Все творение Божие весьма хорошо. Но после того как Бог создает высшее существо, венец творения – человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Таким образом, мнение некоторых отцов Церкви (свт. Григорий Нисский и др.), согласно которому разделение людей на два пола было произведено исключительно в предвидении грехопадения, чтобы обеспечить выживание человеческого рода в условиях индивидуальной смертности, не имеет основания в Священном Писании. Разделение людей на два пола совершается с целью удовлетворить потребность человека в общении, ведь среди прочих тварей «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Следует отметить, что слово «помощник» (boethos) недостаточно точно передает смысл древнееврейского текста, правильнее было бы перевести так: «сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним»241. Проф. С.В. Троицкий пишет: «здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego, второе «я»242.
Тем самым библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены.
Жизнь Бога Троицы не есть просто единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга Ипостасей. Бог есть три Лица, существующие в единстве природы, и люди, мужчина и женщина, призваны в Богом благословенном браке (Быт. 1:28) явить единство жизни по образу Лиц Пресвятой Троицы. Таким образом, разделение людей на два пола и обусловленный этим разделением институт брака входят в замысел Божий о человеке и являются средством достижения людьми заповеданного Богом совершенства. По словам X. Яннараса, «различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного»243.
«Как Бог един, как Его лица Отец, Сын и Святой Дух одно, так и мужчина и женщина... призваны стать одним, единым во взаимной любви друг к другу»244.
Христианство восстанавливает и обосновывает онтологическое достоинство женщины, чего не наблюдается в языческих религиях. Климент Александрийский учит, что любовь «должна составлять дело в равной мере как мужей, так и жен, потому что если у них обоих Бог один и тот же, значит оба они имеют и церковь единую: значит один и тот же существует для них закон. Но если все условия жизни для них общи, то они участвуют в равной степени в благодати, один и тот же для них путь спасения. Награда за святую жизнь обещана не мужу или жене, а человеку вообще...»245.
Священное Писание не оставляет сомнения в том, что весь человеческий род происходит от Адама и Евы. Так, непосредственно перед описанием создания Адама говорится, что «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5).
Следовательно, до Адама людей на земле не было. Праматерь Ева прямо названа матерью всех живущих (Быт. 3:20). Ап. Павел говорит, что Бог «от одной крови произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26).
Истина происхождения всего человеческого рода от единой четы имеет в христианстве особое догматическое значение, поскольку на ней основывается учение о первородном грехе и об Искуплении.»
О грехе прародителей первородном грехе: «1. Грехопадение прародителей.
1.1. Состояние человека до грехопадения
До грехопадения человек стремился к добру, не колеблясь в выборе между добром и злом, но это не означает, что первые люди пребывали в состоянии блаженного младенческого неведения. Свв. отцы учат, что прародители и до падения были способны различать добро и зло: «Рассуди о свободе воли и преизбытке мудрости его (Адама. – О. Д.) и не говори, будто он не знал, что добро, и что зло»293.
«Человек был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти... Божиим был подобием»294.
Почему же в таком случае одно из райских деревьев называется древом познания добра и зла (Быт. 2:18)?
В еврейском тексте Библии использован глагол «jada». Он означает не внешнее, а опытное знание, знание через непосредственное приобщение предмету познания295. Действительно, личного опыта вхождения во зло у первозданного человека не было, однако способность различать, что приближает к Богу и что удаляет от Него, что угодно Богу и что нет, была. Сам Бог научал первых людей различению добра и зла. Так, перед сотворением жены Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Эти слова представляют собой глубокое определение зла, которое по сущности и есть разделение, одиночество, самоизоляция, замкнутость на самом себе, отсутствие любви и общения.
Если бы прародители до грехопадения совершенно не различали добра и зла, то они были бы безответственны и грех не мог бы быть им вменен. Нравственная вменяемость предполагает не только знание, но и свободу.
"Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло сию свободу»296.
Правда, воля человека уклонилась во зло не сама по себе, но под действием враждебной силы:
"Диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию»297.
Не следует думать, что вкушение плода древа познания добра и зла было смертоносно для человека, потому что эти плоды заключали в себе особую магическую силу. «Пространный Катехизис» говорит, что вкушение было смертоносно потому, что «соединено было с ослушанием воле Божией, и таким образом отделяло человека от Бога и благодати Его, и отчуждало от жизни Божией... наименование древа познания добра и зла приличествует сему предмету... потому что человек чрез сие древо познал самым опытом, какое добро заключается в послушании воле Божией, и какое зло в противлении оной»298.
1.2. Сущность грехопадения
По факту грехопадение есть преслушание, нарушение запрещающей заповеди (Рим. 5:19). При этом возникает вопрос о соответствии тяжести преступления и строгости последовавшего за ним наказания. Запрет вкушения от древа познания добра и зла по сути является заповедью поста, воздержания. В христианском понимании пост никогда не являлся самоцелью, пост есть приуготовление. Адаму пост был дан как необходимое испытание его свободной воли, чтобы добродетель человека являлась не просто природным свойством, но была обусловлена его суверенным личностным выбором. С этой же целью сознательного утверждения человека в добре Бог попускает диаволу искушать человека. Рано или поздно этот пост должен был окончиться и увенчаться причастием человека Богу, переходом человека на более высокую ступень совершенства. Но пост, установленный Богом, не мог быть нарушен человеком самовольно.
За грехом прародителей, внешне открывающимся как простое непослушание, скрывается страшный грех, который можно определить как нежелание нести свой крест. Бог не только указал человеку цель жизни – совершенство, но и предложил средство для ее достижения. Человеку был предложен труд, труд физический (возделывать и хранить рай – Быт. 2:15) и интеллектуальный (наречение имен животных – Быт. 2:19–20), а также труд постнический, аскетический. Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – «вкусите... и вы будете, как боги» (Быт. 3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование магии. Сущность этого пути заключается в стремлении приобрести знание, власть, силы и способности незаконным образом, не затрачивая для этого никакого труда, прежде всего нравственного.
Таким образом, грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блж. Августин выделял поругание святыни, человекоубийство, духовное любодеяние, татьбу, любостяжание299. Центральное место среди них занимает гордость, то есть такая установка сознания, когда весь мир начинает восприниматься человеком в эгоцентрической перспективе, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным становлениям, а значит и Самому Богу.
«Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость» (Сир. 10:14–15). В сущности, гордость есть стремление, сознательное или бессознательное, стать богом помимо Бога.
Следует отметить, что Бог предоставляет первым людям возможность покаяться, но гордость, уже всецело охватившая их, толкает их на путь самооправдания. Адам перелагает вину на жену, тем самым косвенно обвиняя Бога: «жена, которую Ты мне дал» (Быт. 3:12), а Ева, в свою очередь, все сваливает на змия. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.
1.3. Последствия грехопадения, проклятие
Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению «Пространного Катихизиса», проклятие есть «осуждение греха праведным судом Божиим, а от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам»300.
Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли – грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе, а в силу своего центрального положения в мироздании и всему материальному космосу, противоестественный способ существования. Грехом в изначально совершенный мир был внесен внутренний разлад. Последствия греха непосредственно из него проистекают, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божией, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Без положительного на этот счет Божественного определения противоестественные изменения сами по себе не могли бы стать законом для падшего естества. Кроме того, всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, «естественное» проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны – попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию. Прежде всего, проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни. Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (1Ин. 1:5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Иными словами, Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве.
1.3.1. Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком
До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека самим актом его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа, и тело человека были «пропитаны» благодатью.
Своим греховным самоутверждением человек «вытеснил» из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, «человек остановил в себе приток Божественной благодати»301.
В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3:10).
Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога и не умереть, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33:20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5:10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2:3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо «невозможно общение между светом и тьмой» (1Кор. 6:14). Н.Н. Глубоковский писал: «Греховность, как недолжное состояние природы человека, навлекает на себя гнев Божий», но «Правда Божия и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием»302.
1.3.2. Последствия грехопадения в природе человека
В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих – дух, душу и тело, между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был устремлен к Богу, душа находилась в подчинении духу, тело было послушным орудием души, и весь материальный мир, являясь как бы продолжением человеческой телесности, подчинялся своему владыке – человеку. Грех опрокинул эту изначальную иерархию. Дух, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от души, отсюда возникает ложная духовность. Душа порабощается телом, здесь – источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается вещественным началам мира сего. В отношении между составляющими человеческой природы вносится разлад: «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5:17).
Будучи тварным, человеческое естество не способно к бесконечной регенерации. Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным. Свв. отцы использовали слово «тление» в двух значениях.
Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее). Так, после грехопадения в жизнь человека вторгаются телесные и душевные болезни, труд теряет творческую радость. Родовая жизнь, поражаемая различными страстями, искажается. Рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни (Быт. 3:16).
Во-вторых, тление (истление) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы. Следует иметь в виду, что и во втором значении понятие тления может относиться не только к телу человека, но в определенной степени и к душе, хотя последняя и не имеет элементарного состава. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил – разума, воли и чувства303.
Итогом этого процесса распада является смерть, самое главное и самое страшное следствие грехопадения. Согласно «Пространному Катихизису», от греха Адама произошла двоякая смерть: «телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнию... Тело, когда умирает, теряет чувство и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания»304.
Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конце концов уподобился бы демонам. Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния.
Следствия грехопадения явственно проявляются и в деятельности высших способностей человеческой души. Человеческий разум омрачается, что, например, находит свое выражение в неспособности различения добра и зла. Ослабевают и познавательные возможности разума, особенно в части, касающейся познания предметов духовного порядка. Сердце оскверняется дотоле неизвестными чувствами: ненавистью, завистью, унынием и др. Воля увлекается противоестественными желаниями и становится удобопреклонной более к злу, нежели к добру305.
1.3.3. Последствия грехопадения в отношениях между людьми
Грех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составляющих, но также и атомизировал ее. По замыслу Творца человек изначально представлял собой множество лиц, существующих в единстве природы (Быт. 1:27). До грехопадения Адам и Ева как бы проникали друг друга, составляя единое целое, жизнь одного являлась в то же время и жизнью другого, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. Грех рассекает это внутреннее единство человеческого естества. После падения каждая личность замыкается в самой себе, как бы в некоей скорлупе, удерживая за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе.
«В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя – индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь»306.
До момента грехопадения «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25), первым следствием греха явилось чувство стыда (Быт. 3:7). В чувстве стыда, сопровождающем грех, «выражается осознание того факта, что устремленный на меня взгляд принадлежит не любящему и любимому существу, к которому я питаю полное доверие, но чужому. В этом взгляде нет любви; чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений. Ощущение наготы означает разрыв личного отношения, отрицание любви, потребность в самозащите от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человек»307.
Таким образом, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.
1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
В силу особого, центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского, человек поставлен в центре мировоздания для того, «чтобы земное сопревознеслось с Божественным и, чрез растворение дольнего естества с естеством премирным, единая некая благодать равночестно проходила по всей твари...»308.
В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати, «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8:22).
Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт. 1:28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая «терния и волчцы» (Быт. 3:18).
1.4. Первородный грех
Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли после падения в природе человека, – прежде всего смертность.
»... одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). «Пространный Катихизис» объясняет это тем, «что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство»309. По словам сщмч. Иринея Лионского , «Адам сделался началом умирающих»310. Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность – это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли.
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... в членах моих вижу... закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:19–21, 23).
Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген (251) учил, что младенцы «через таинство крещения очищаются от скверны рождения»311, а свщмч. Киприан Карфагенский (258) считал, что младенцы, как «происшедшие от плоти Адама», восприняли «заразу древней смерти чрез самое рождение»312. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: «и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»313.
Это наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование «первородного греха» (peccatum originale, amartia).
В учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас. Первородный грех и последствия его соотносятся между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные проявления в организме человека314. Различают два ряда последствий первородного греха:
а) физические, которые выражаются в тленности человеческого естества и его смертности;
б) нравственные, проявляющиеся в удобопреклонности воли человеческой ко злу.
Первородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, то есть свободного противления личности Божественному закону. Власти первородного греха подвержены все люди вне зависимости от меры личного совершенства, в том числе и младенцы, личных грехов не имеющие.
Однако определить, что собственно есть первородный грех в природе человека, достаточно сложно. В естестве падшего человека невозможно отыскать такой части, такого природного свойства или качества, которое можно было бы определить как первородный грех. Дело в том, что первородный грех вообще не есть «нечто», ибо представляет собой реальность, отвечающую не на вопрос «что?», а на вопрос «как?». Иными словами, первородный грех является характеристикой не природы, а образа, способа ее существования. Первородный грех – это состояние и образ существования природы человека, родившегося вне царства благодати и находящегося вне Бога, и потому состояние, являющееся предметом гнева Божия.
Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама:
а) подлежат закону тления и смерти;
б) не могут войти в Царствие Небесное (Ин. 3:5) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы.
Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха»
Мария написал(а) 08.08.2023:
Является ли число половых партнёров в виртуальном сексе равным как в реальной жизни? Я в жизни не занималась сексом, только в переписке. Что мне делать, является ли это тяжким грехом?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Мария! Думаю, что это мало чем отличается. Грех всегда есть грех. Разврат есть разврат. Поэтому пожалейте свою душу и души других людей, покайтесь, сходите на исповедь в храм более не совершайте подобных грехов.
Лена написал(а) 07.08.2023:
Здраствуйте батюшка, вот какой мой вам вопрос, сегодня постучал птичка во окно, и я его выгнала
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Лена! Вам решать, кормить птичек или не кормить.
Александра написал(а) 07.08.2023:
Уважаемый, дорогой батюшка, здравствуйте. Мне уже за 70. Вы можете что-нибудь сказать о страшной ситуации с мигрантами? Сердце кровью обливается слушая новости о том, что творится в России, как унижают, убивают русских людей. Будет ли этому какой-то придел? Живу в поселке, каждый день молюсь о своих родных.
Никого из нас они еще не достали, но это дело времени. Скажите, почему Господь допускает такое? И что надо делать, чтобы это закончилось? Благодарю заранее за ваш ответ.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Александра! Там, где население не живет по законам Божиим, где нет института брака, многодетных семей, там, где рекой течет кровь от убитых во утробе матери младенцев, там, где пьют много алкоголя и наркоманят, там происходит вырождение местного населения и на его место начинают заселяться другие люди. Поэтому проблема мигрантов появляется там, где местное население не желает рожать и воспитывать своих детей. Рецепт один,- вместо деградации необходимо возрождение местного народа, что не возможно без нравственного духовного воспитания и служения Богу. Так было всегда во все времена человеческой истории.
Юлия написал(а) 07.08.2023:
Доброе время суток, Батюшка. Помогите мне пожалуйста понять, отчего я плачу во Храме. Когда совершаются молитвы, я начинаю плакать(не навзрыд) и так постоянно при посещении Храма.Однажды у Образа Матроны Московской(благодарила её за дарование чада), очень сильно расплакалась, никак успокоится не могла, пока не вышла из Храма. Подскажите пожалуста, из-за чего это может быть? Спасибо Вам за ответ.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Юлия! Возможно, Вы слишком сентиментальны. Если хотите узнать о подлинном покаянном плаче,- рекомендую прочитать об этом у свт. Игнатия Брянчанинова.
Денис написал(а) 06.08.2023:
Батюшка доброго здоровья. Были в жизни дела не очень хорошие. Покаялся за них, хожу в церковь, исповедуюсь,молюсь. Но деньги как будто утекают из рук. Работаю,а заработка нет
Один раз ходил к гадалке ,был какой-то ритуал,стало ещё хуже. Покаялся за это. Продал много машину, золото , много кредитов в банках которые я уже не могу оплачивать. Что делать незнаю . Семья ,супруга, сын. Я в отчаянии. Помогите советом.
Спаси Вас Господи
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Денис! Вам лучше обратиться за помощью к грамотному экономисту и, может, стоит поискать другую работу. Одно точно: обращение к диаволу (и к разнообразным его служителям,- гадалкам, ведьмам, экстрасенсам) с экономикой никак не связано. Нужно или работать, к чему нас призывает Господь, или воровать («пилить бюджет», «сидеть на откатах» и тд), что в корне противоречит закону Божию и нашему законодательству.
Антон написал(а) 06.08.2023:
Не первый месяц замечаю, что дьякон в ектинии: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию!" - стал опускать слово "Твоею", хотя раньше произносил. Я стою близко и ясно слышу короткую, режущую слух паузу, там где раньше было слово. Поясните, отче, неужели это какое-то официальное нововведение? А если нет, то как такое возможно и чем объяснимо? У священников храма не спрашивал: мне исключительно для понимания, не хочу стукануть на дьякона.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Антон! Можно спросить у диакона. Скорее всего он это делает не специально, а ошибается, неосознанно пропуская важное слово. Такое бывает в церковной практике. Деликатно и дипломатично спросите у диакона, он будет Вам за это благодарен.
Анна написал(а) 05.08.2023:
Здравствуйте! Много лет съедает меня ситуация, не знаю, как правильно её разрешить в действиях. Так, как молюсь и исповедуюсь, но она обостряется. В детстве, к моей маме, в нашу с ней квартиру пришёл отчим. Много пил, дрались. Ну не лучшие воспоминания о детстве у меня. Сейчас я замужем, у меня трое детей, живу я у мужа, места нам не хватает в квартире, а отчим продолжает жить на моей половине по закону и продали квартиру, которую бабушка мне завещала и строят дом себе. Я вроде и с крышей над головой, но приходя к маме, он там командует, если помогает мне финансово, то соревнуясь с мужем моим и мной, что он богаче нас, так и может говорить, хвастается, самоутверждается за наш счёт. Говорить что-то бесполезно, он затыкает мне рот и уходит, не дав договорить. Приходится с юмором, общаться, всегда боятся спровоцировать конфликт, то есть я подстраиваюсь, принимаю помощь от него денежную и слушаю какие мы никчёмные. Мы при этом, не плохо живём и он за нами повторяет всё, соперничает. Как по правильному себя вести, перестать ходить к маме, принимать от них помощь, отказаться от своей доли в квартире? Или что можно предпринять, чтобы мир пришёл и меня не терзало и не провоцировало обиду. Ведь я чувствую, что у меня чувство собственности, эгоизм, что это моё и ревностное отношение, но как правильно от чего оттолкнуться, чтобы и гордыню умерить и радость чувствовать?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Анна! В этом, пораженном грехом мире, ничего не бывает бесплатно. Кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому у человека всегда дилемма: как найти тот срединный путь, компромисс, согласно которому можно и трудиться, обеспечивая семью, и при этом не стать рабом деньгам и разным ненужным пожеланиям, к которым нас ежеминутно призывают в разнообразных рекламных роликах. Чем меньше мы хотим земного,- тем более мы свободны, и наоборот. Решение должен принимать совместно с Вами, конечно, глава Вашей семьи,- муж, а не Ваша мама или отчим. Взвесьте все «за» и «против», помолитесь Богу и примите осознанное решение.
Ирина написал(а) 04.08.2023:
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, где лучше расположить иконы дома для молитвы: в комнате повесить две полочки (получится на обозрении у всех), либо в комнате в углу за межкомнатной дверью, скрыть от посторонних глаз? Спасибо!
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ирина! Иконы - не оберег, а образ, благодаря которому мы можем как можно чаще вспоминать о Боге и обращаться к Нему с молитвой. Именно поэтому есть такое понятие, как «Красный угол»,- то есть самое видимое, почетное место в комнате или избе, заходя в которую человек сразу же мог помолиться Богу и Его святым угодникам.
Юлия написал(а) 03.08.2023:
Здравствуйте,с какого возраста можно детей водить на кладбище...хотела сама сходить на кладбище к родным ,а сына некому оставить нам 10 мес... возможно ли в таком возрасте поход на кладбище ребенка... не заболеет ли он...как его защитить
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Юлия! Боязнь кладбища - это не христианская тема. Для христиан подобных вопросов, таких, как боязнь покойников, защита от них в принципе не существует. Христос победил смерть и наша задача,- молиться о наших усопших близких, помогая тем самым их загробной участи. Рекомендую Вам внимательно ознакомиться, как православные христиане поминают своих усопших:
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix
Ольга написал(а) 02.08.2023:
Здравствуйте. Мне подарили маленькую дорожную икону Казанской Богоматери. На обратной стороне иконки есть клейкая полоса. Куда можно приклеить эту иконку, чтобы она была со мной? Можно ли клеить ее в кошелек? Спасибо за ответ. С уважением, Ольга.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ольга! Подобную иконку обычно наклеивают автомобилисты перед своими глазами на передней панели автомобиля, чтобы была возможность перед ней молиться, не отвлекаясь от управления автомобилем. К кошельку святыню приклеивать не нужно, так как это неблагочестиво. Если Ваша икона дорожная, то используйте ее в путешествиях, чтобы во время молитвенного правила молиться перед иконой. Икона - это не оберег и не талисман, а образ (=икона), «окно» в иной мир, и молясь перед ней мы обращаемся к Первообразу,- Христу и Его Пречистой Матери.
Лариса написал(а) 02.08.2023:
Доброго времени суток!. Я договорилась со священником о заочном отпевании бывшего мужа( брак аннулирован). О его смерти узнала от его друга, что он одиноко живущий умер в период эпидемии от коронавирусной инфекции и был доставлен в морг санэпидем -станцией и похоронен социальной службой.Он был крещеным и его будут заочно отпевать. Священник даст мне землю и проч. что положено и велит все закопать в могилу его родни, но я не найду спустя годы заброшенные могилы,а о его могиле вообще ничего не знаю. Можно ли мне развеять отпетую землю недалеко от часовни, которая находится та том же кладбище где есть захоронение его предков. Или это осквернение часовни.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Лариса! Было бы логичнее задать этот вопрос тому самому священнику, который будет совершать отпевание.
Анатолий написал(а) 02.08.2023:
Благословите, Батюшка! Простите, но у меня еще вопрос, который требует разрешения. Я знаком с человеком, который много ездил по монастырям и святым местам, а также к своему духовнику старцу Архимандриту Науму (Байбородину) в Свято - Троицкую Сергиеву Лавру. В июле 2010 года дома, в храме где он подвизался, сразу после исповеди и причастия Святых Христовых Тайн он был восхищен на небо, где Господь (думаем Дух Святой) наставил его как должно поступать: " Не ездий никуда - веру потеряешь! Молись дома. Не ищи Меня - Я всегда рядом! Не поклоняйся созданиям!" Вопрос: Не совсем понятно, не поклоняться вообще созданиям независимо от сана и чина или только не творить земные поклоны? В Апокалипсисе Ангел Божий также дважды запрещает Апостолу творить это и еще сказано: "Богу одному поклоняйся и Ему одному служи" (Лк. 4-8). Да спасет Вас Господь!
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Анатолий! Я бы на Вашем месте не стал голословно доверять подобным видениям некоего знакомого человека. Можно впасть в прелесть. Рекомендую Вам внимательно изучать творения свт. Игнатия Брянчанинова о правильной духовной жизни. Кстати, насколько я помню, «ездий» употребляется только в Подмосковье и близлежащих местностях.
Александр написал(а) 02.08.2023:
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, так как христианам запрещено есть кровь животных нужно ли как-то предварительно обрабатывать перед готовкой такие органы как сердце и печень (в которых содержится много крови)? Можно ли их сразу готовить и не будет ли в этом греха (если осталась кровь)?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Александр! Если Вас интересует подобный вопрос, можете подробно ознакомиться с ним в этом материале:
https://azbyka.ru/krov
Иван написал(а) 01.08.2023:
Здравствуйте,можно ли в праздник Ильи Пророка помыть автомобиль?
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Иван! После Литургии,- можно.
Ева написал(а) 01.08.2023:
Здравствуйте, Батюшка!
Я спортсменка ( 13 лет занимаюсь) сейчас мне 21 год. В команде отношения всегда были не справедливы а тренеру все равно было . Были важные игры где я могла получить ганарары но тренер меня кинул, обманул. Остаюсь только из за зарплаты в спорте и для учёбы. Родители разочарованы во мне и я в себе. Спорт перестал быть как хобби, хочу бросить но учеба и родители не позволяют.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Ева! Вы повзрослели, начали многое понимать. Во время моей молодости была популярна поговорка: «физкультура - сила, спорт - могила». Это я о том, чтобы напомнить Вам христианский принцип: необходимо следовать срединным, царским путем, не впадая в крайности. Можно благодаря спорту получить образование, развиться и затем посвятить себя семейной жизни и заниматься той профессиональной деятельностью, к которой Вы стремитесь (кроме спортивной). А можно пытаться лелеить свое тщеславие и гордыню, считать себя самой великой или одной из таковых спортсменкой и оказаться у разбитого корыта, отказавшись от создания семьи, служения Богу и доведя себя и свой организм непосильными тренировками, и, не дай Бог, допингом или другими химическими препаратами до инвалидности. Поэтому, если чувствуете, что спорт - это не Ваше, сами и принимайте решение. Лучше посоветуйтесь со своим духовником, который лучше знает Вас и Вашу ситуацию и конкретно посоветует, что будет для Вас полезнее.
Сергей написал(а) 01.08.2023:
Здравствуйте Батюшка, 1 человек вот уже не 1 год страдает и подвергается мучениям, чтобы помочь ему мне понадобиться нарушить закон Божий, объясните можно ли так поступить...
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Сергей! Нарушать закон Божий нельзя. Лучше сходите на исповедь, объясните ситуацию священнику.
Мария написал(а) 31.07.2023:
Доброго времени! Мой брат (самоубийца) похоронен не на родной земле. Это печалит. Слышала, что можно взять землю с его могилы и отвезти на родину и положить на могилу умершего родственника, или взять землю с родного его(брата) дома и привезти и положить на могилу брата. Как лучше сделать? спасибо, процветания вам во всем.
Ответ от администратора: отец Димитрий Бажанов
Здравствуйте, Мария! Где человек похоронен, имеет самое второстепенное значение для христиан. Главное,- как человек жил, стремился к Богу или к диаволу, исполнял или нет заповеди Божии, помогал или нет ближним и тд и тп. Как человек преставился, каким образом,- с миром в душе или с ненавистью перешел в вечность. Именно поэтому главной печалью должен быть сам факт самоубийства, невозможность молиться о нем в Церкви и тд. Если хотите помочь усопшему,- старайтесь поминать его хотя бы в домашних молитвах, творите от его имени дела милосердия, чтобы хоть как-то облегчить его участь. А насчет переноса земли,- это по Вашему усмотрению, для него это не имеет значения. В целом, как необходимо поминать усопших,- прочитайте, пожалуйста, здесь:
https://azbyka.ru/pominovenie-usopshix