Видео Настоятель Проповеди духовенства

Проповедь иерея Димитрия Бажанова в неделю 34-ю по Пятидесятнице. Притча «О мытаре и фарисее»

В сегодняшний день мы с Вами слышали долгожданное чтение отрывка о мытаре и фарисее, вчера, на веночном бдении, мы слышали также стихиру из постной Триоди «Покаяния двери отверзи ми Жизнодавче…» Остается несколько недель до «весны души нашей», до Великого поста. Все хорошо знают Евангелие о мытаре и фарисее и каждый раз Святая Церковь напоминает нам о том, как необходимо поститься именно этим отрывком, из Евангелия от Луки. В нашем зачале церковном упущен один стих, с чего собственно и начинается притча о мытаре и фарисее, где говорится о том, что Спаситель решил сказать тем, кто высоко о себе мыслит, что они праведные и уничижает других.

Кто такой фарисей, все мы знаем, это многие из нас, которые стоим в храме, по своей сути фарисей «перевыполнял план по благочестию», по своей праведности, своего рода «стахановец», именно поэтому и гордился. Если все постились один раз в неделю, он постился дважды, все платили десятину с определенной части дохода купли-продажи, а фарисей усугублял свой подвиг и платил десятину еще больше того, то есть это был очень хороший и порядочный человек. Как многие из нас, кто по утрам и вечерам молятся, постятся в среду и пятницу и соблюдают все посты, даже читают Псалтырь, а некоторые читают и Евангелие, и смотрят на всех остальных грешников с такой высоты, что до их святости подняться сложно всем остальным смертным. А образ мытаря в наше время-это образ либо коллектора, или какого-то не очень благочестивого чиновника, который богат, но обществом презираем, и Христос показывает нам образец молитвы, учит нас, что для того, чтобы правильно поститься необходимо, чтобы пост был с правильным покаянием и со вниманием.

Если мы вступая в Великий пост будем путать пост с марафоном и к концу забега мы покажем результат, что мы лучше, сильнее, чем другие, что постились мы гораздо лучше, чем в прошлый раз, и святости нашей нет предела, то тогда, к сожалению, мы уподобляемся фарисею. Пост наш делается совершенно бесплодным. Образ мытаря не говорит о том, что нам необходимо быть таким же грешником, как нечестивый сборщик налогов, как коллектор, который выбивает долги у других, а речь идет о том, как он относится к духовной жизни. Войдя в храм, мытарь не занял центрального места, как это любили делать фарисеи, а даже молился не совсем по-мужски. Не всем из вас известно, что в грудь били себя обычно только женщины, правоверный иудей такого не мог делать он был слишком свят, слишком серьезен, а мытарь опускается до того, что даже молится как женщина. В этом знаке становится понятно, для современников Христа, что этим мытарь уничижает себя. В чем суть этого Евангелия, что фарисей, полностью довольный собой, лишает себя возможности дальнейшего роста, он уже достиг всего, он лучше всех, он образец для подражания. Как  любят говорить многие «homo soveticus»: мы никого не обманывали, жили по честному, никого не убивали, все это произносится с металлом в голосе, так что их образ  просто можно написать на иконе и прикладываться, жечь перед ними свечу. А христиане совершенно не такие, они всегда уподобляются мытарю, так как понимают, что даже если бы мы исполнили все заповеди Божии, как говорится в Евангелие, остались бы рабами неключимыми (Лк. 17,10) мы для того и созданы, чтобы служить Богу, чтобы не грешить. А будучи в нашем теперешнем состоянии согрешаем мы каждую секунду так сильно, ведя ложную жизнь мы должны каяться в этом и должны каяться в этом и стараться исправиться на протяжении всей нашей жизни.

После причти о мытаре и фарисее Христос приводит в пример своим слушателям детей, он говорит, что если кто не уподобится ребенку, не сможет войти в Царствие Божие. Христос говорит о том, что уподобиться ребенку, значит что у вас у всех должна быть возможность дальнейшего роста:  дети растут, развиваются, вырастают. Также и в жизни христианской, в жизни церковной, мы должны понимать, что нет потолка, нет предела совершенству. Процесс Богообщения, процесс усыновления и удочерения Богу, процесс Обожения он -бесконечен, как бесконечен сам Бог. Поэтому, будем помнить о том примере, который ставит нам Святая Церковь. Будем помнить, что Великий пост — это время покаяния и исправления, а не осуждения и наблюдения за другими людьми. Нужно смотреть, прежде всего, насколько я сам смог себя исправить хоть в чем-то, а не кивать на других.

Сегодня мы с вами празднуем память новомучеников и исповедников Российских. Этот Праздник был учрежден еще отцами Поместного собора 1917-1918 годов, всех участников этого собора поразил следующий факт, когда отцы собора узнали, что 25 января 1918 года (по старому стилю) был зверски убит почетный председатель Поместного собора Митрополит Киевский Владимир, одни из самых почитаемых первоиерархов Русской Церкви, один из благочестивейших архипастырей своего времени. Всех поразило обстоятельство, что когда пришла банда большевиков, банда пьяных матросов, их было не больше двенадцати, они зашли в покои к Владыке и издевались над ним несколько часов. И за него не заступился никто из братии, коих были десятки, если не сотни в Киевской лавре. И этот факт заставил задуматься отцов поместного собора, о том, в каком состоянии находится душа русского народа. Что с ней происходит, если кучка бандитов может запросто истязать, мучать, пытать ни в чем неповинного человека и никто за него даже не вступается. Это явилось вердиктом того состояния, в котором находится и к чему пришел русский народ к 1917 году. К сожалению, русский народ деградировал настолько, что требовалось ему очищение. И к сожалению, те, кто привел к гонениям на Церковь, те недостойные иерархи, священники, миряне, которые вели себя неподобающим образом, и которые во многом спровоцировали гонения, в том числе и на Церковь, которые годами провоцировали  также и антиклерикальные настроения, они стали инициаторами гонений, но страдали от них (гонений) праведные люди. Ставили к стенке, именно тех, кто служил Христу, (так поступили со священником Константином Меркушинским с. Меркушино, когда приказали отцу Константину отречься от Христа, а он этого не сделал его расстреляли на кладбище, по пути батюшка шел и сам отпевал себя), аналогичная участь была у сотен и тысяч новомучеников и исповедников Российских, а те кто неправильно себя вели быстро смогли сменить ориентацию стать красными и им ничего не было. 

Такие же мучения претерпел наш святитель Лука Войно-Ясенецкий, который принимает священный сан и постриг в самое сложное для Церкви время.

Поэтому, будем помнить о том, что испытали в предшествующие десятилетия наши русские люди, к сожалению, все еще мы не оправились от этого, и к сожалению, наш покаянный настрой, присущий мытарю, мы стараемся сменить на фарисейский настрой, что мы самые лучшие, самые святые, самые многочисленные, мы всех победили. Этот неверный настрой может привести нас в неправильную сторону, свести нас в прелесть, будучи русскими людьми нам важно помнить почему произошла революция, почему свершился бунт, почему почти полностью был уничтожен генофонд нации. Будем помнить и обращаться с молитвами к новомученникам и исповедникам Российским, готовиться к Великому посту и помнить этот страшный урок, когда наша земля была залита кровью, и будем молиться новомученникам и исповедникам Российским, чтобы духовно возродиться и далее существовать на этой территории, которая зовется Святая Русь.

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка