Жития святых

18 августа — день памяти праведной Нонны Назианзской

Свя­тая Нон­на, мать свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, бы­ла до­че­рью хри­сти­ан Филь­та­та и Гор­го­нии, тет­ки свя­ти­те­ля Ам­фи­ло­хия, епи­ско­па Ико­ний­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря). Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли ее в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Свя­тая Нон­на со­сто­я­ла в бра­ке с Гри­го­ри­ем Ари­анзским, бо­га­тым вла­дель­цем зе­мель в Ари­ан­зин­ском и На­зи­ан­зин­ском окру­гах. Брак был вы­год­ный по зем­ным рас­че­там, но тя­же­лый для бла­го­че­сти­вой ду­ши Нон­ны.

Гри­го­рий Ари­анзский был языч­ник, по­сле­до­ва­тель сек­ты вер­хов­ни­ков (ип­си­ста­ри­ев), чтил вер­хов­но­го бо­га и со­блю­дал неко­то­рые иудей­ские об­ря­ды; од­новре­мен­но он по­клонял­ся ог­ню. Бла­го­че­сти­вая Нон­на мно­го мо­ли­лась, чтобы об­ра­тить су­пру­га к свя­той ис­тине. Сын свя­той Нон­ны свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов так пи­сал об этом: «Не мог­ла она пе­ре­но­сить это­го спо­кой­но, чтобы од­ной по­ло­ви­ной быть в со­еди­не­нии с Бо­гом, а дру­гой ча­стью са­мой се­бя – оста­вать­ся в от­чуж­де­нии от Бо­га. На­про­тив то­го, она же­ла­ла, чтобы к со­ю­зу плот­ско­му при­со­еди­нил­ся и со­юз ду­хов­ный. А по­то­му день и ночь при­па­да­ла к Бо­гу, в по­сте и со мно­ги­ми сле­за­ми про­си­ла у Него да­ро­вать спа­се­ние му­жу».

По мо­лит­вам свя­той Нон­ны Гри­го­рию бы­ло во сне ви­де­ние. «От­цу мо­е­му пред­ста­ви­лось, – пи­сал свя­ти­тель Гри­го­рий, – буд­то бы он (че­го ни­ко­гда преж­де не де­лал, хо­тя и мно­го раз про­си­ла и умо­ля­ла о том же­на) по­ет сле­ду­ю­щий стих Да­ви­да: воз­ве­се­лих­ся о рек­ших мне: в дом Гос­по­день пой­дем (Пс.71,1). И пе­ние небы­ва­лое, и вме­сте с пес­нею яв­ля­ет­ся же­ла­ние! Ко­гда услы­ша­ла об этом та, ко­то­рой ис­пол­ня­лось же­ла­ние, то, поль­зу­ясь вре­ме­нем, объ­яс­ня­ет ви­де­ние в са­мую доб­рую сто­ро­ну, в чем бы­ла со­вер­шен­но пра­ва».

Гри­го­рий при­шел на Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в Ни­кею, где от­крыл свое об­ра­ще­ние к Бо­гу. Он был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра, а за­тем епи­ско­па На­зи­ан­зин­ско­го и все­це­ло по­свя­тил се­бя Церк­ви. Од­новре­мен­но с его хи­ро­то­ни­ей во епи­ско­па его су­пру­га свя­тая Нон­на бы­ла по­свя­ще­на в диа­ко­нис­сы. С та­кой же рев­но­стью, как она вос­пи­ты­ва­ла де­тей, свя­тая Нон­на ста­ла за­ни­мать­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью.

«Она зна­ла, – го­во­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов, – од­но ис­тин­ное бла­го­род­ство – быть бла­го­че­сти­вою и знать, от­ку­да мы про­изо­шли и ку­да пой­дем; од­но на­деж­ное и неотъ­ем­ле­мое бо­гат­ство – тра­тить свое иму­ще­ство для Бо­га и для ни­щих, осо­бен­но же для обед­нев­ших род­ствен­ни­ков.

Ес­ли од­ни из жен от­ли­ча­ют­ся бе­реж­ли­во­стью, а дру­гие бла­го­че­сти­ем, ибо труд­но сов­ме­щать оба ка­че­ства, то она пре­вос­хо­ди­ла всех тем и дру­гим, и в каж­дом до­стиг­ла вер­ха со­вер­шен­ства, и оба уме­ла со­еди­нить в од­ной се­бе. Од­но не тер­пе­ло у ней ущер­ба от дру­го­го, но од­но дру­гим вза­им­но под­дер­жи­ва­лось.

Укры­лось ли от нее ка­кое вре­мя и ме­сто мо­лит­вы?

Об этом у нее еже­днев­но бы­ла са­мая пер­вая мысль. Луч­ше же ска­зать, кто, при­сту­пая к мо­лит­ве, имел столь­ко упо­ва­ния по­лу­чить про­си­мое? Но и все­го уди­ви­тель­нее то, что она, хо­тя и силь­но по­ра­жа­лась го­ре­стя­ми, да­же чу­жи­ми, од­на­ко же ни­ко­гда не пре­да­ва­лась плот­ско­му пла­чу до то­го, чтобы скорб­ный глас ис­торг­ся преж­де бла­го­да­ре­ния, или сле­за упа­ла на веж­ды, та­ин­ствен­но за­пе­чат­лен­ные, или при на­ступ­ле­нии свет­ло­го празд­ни­ка оста­ва­лась на ней пе­чаль­ная одеж­да, хо­тя ее по­сти­га­ли неод­но­крат­но мно­гие скор­би. Ибо ду­ше бо­го­лю­би­вой свой­ствен­но под­чи­нять Бо­же­ствен­но­му все че­ло­ве­че­ское. Умол­чу о де­лах еще бо­лее со­кро­вен­ных, ко­то­рым сви­де­тель один Бог и о ко­то­рых зна­ли раз­ве вер­ные ра­бы­ни, быв­шие в том ее по­ве­рен­ны­ми».

По­след­ние го­ды до­ста­ви­ли свя­той Нонне мно­го пе­ча­ли. В 368 го­ду умер ее млад­ший сын Ке­са­рий, мо­ло­дой че­ло­век, по­да­вав­ший бли­ста­тель­ные на­деж­ды; в сле­ду­ю­щем го­ду умер­ла дочь. Му­же­ствен­ная ста­ри­ца пе­ре­но­си­ла эти по­те­ри с по­кор­но­стью во­ле Бо­жи­ей.

В 370 го­ду епи­скоп Гри­го­рий, то­гда уже глу­бо­кий ста­рец, участ­во­вал в по­свя­ще­нии свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го во епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го. Свя­тая Нон­на, ко­то­рая немно­гим бы­ла мо­ло­же сво­е­го му­жа, так­же го­то­ва бы­ла пе­рей­ти в дру­гую жизнь, но мо­лит­ва­ми лю­бя­ще­го сы­на на вре­мя удер­жа­на бы­ла на зем­ле. «Мать моя, – пи­сал ее сын, – все­гда бы­ла креп­ка и му­же­ствен­на, во всю жизнь не чув­ство­ва­ла неду­гов; но ее по­сти­га­ет бо­лезнь. Из мно­гих стра­да­ний, чтобы не умно­жать сло­ва, на­име­ную са­мое тяж­кое – от­вра­ще­ние от пи­щи, про­дол­жав­ше­е­ся мно­гие дни и не из­ле­чи­ва­е­мое ни­ка­ким ле­кар­ством.

Как же пи­та­ет ее Бог?

Не ман­ну нис­по­сы­ла­ет, как древ­ле Из­ра­и­лю; не ка­мень раз­вер­за­ет, чтобы ис­то­чить во­ду жаж­ду­щим лю­дям; не чрез вра­нов пи­та­ет, как Илию; не чрез вос­хи­ща­е­мо­го про­ро­ка на­сы­ща­ет, как неко­гда Да­ни­и­ла, то­ми­мо­го гла­дом в ро­ве.

Но ка­ким же об­ра­зом?

Ей пред­ста­ви­лось, буд­то бы я, осо­бен­но ею лю­би­мый (она и во сне не пред­по­чи­та­ла мне ни­ко­го дру­го­го), яв­ля­юсь к ней вдруг но­чью с кор­зи­ной с са­мы­ми бе­лы­ми хле­ба­ми, по­том, про­из­не­ся над ни­ми мо­лит­ву и за­пе­чатлев их крест­ным зна­ме­ни­ем, по вве­ден­но­му у нас обык­но­ве­нию, по­даю ей вку­сить и тем вос­ста­нов­ляю и под­креп­ляю ее си­лы. И это ноч­ное ви­де­ние бы­ло для нее чем-то дей­стви­тель­но су­ще­ствен­ным, ибо с это­го вре­ме­ни при­шла она в се­бя и ста­ла не без­на­деж­на. 

А слу­чив­ше­е­ся с нею об­на­ру­жи­лось яс­ным и оче­вид­ным об­ра­зом. Ко­гда при на­ступ­ле­нии дня взо­шел я к ней ра­но утром, с пер­во­го ра­за уви­дел ее в луч­шем преж­не­го по­ло­же­нии; по­том стал, по обык­но­ве­нию, спра­ши­вать: как про­ве­ла ночь и что ей нуж­но? Она ни­ма­ло не мед­ля и ре­чи­сто ска­за­ла: «Сам ты, лю­без­ный сын, на­пи­тал ме­ня и по­том спра­ши­ва­ешь о мо­ем здо­ро­вье. Ты весь­ма добр и со­стра­да­те­лен!» В то же вре­мя слу­жан­ки по­ка­зы­ва­ли мне зна­ка­ми, чтобы я не про­ти­во­ре­чил, но при­нял сло­ва ее рав­но­душ­но и от­кры­ти­ем ис­ти­ны не при­во­дил ее в уны­ние».

В на­ча­ле 374 го­да по­чил сто­лет­ний ста­рец епи­скоп. Свя­тая Нон­на, по­чти не вы­хо­див­шая по­сле то­го из хра­ма, вско­ре по­сле его смер­ти скон­ча­лась на мо­лит­ве в хра­ме 5 ав­гу­ста 374 го­да.

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка