Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.
Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопения в многоразличных образах. Подобно дереву с пышной кроной, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и одобрение к завершению труда. Поклонение Кресту совершается в средине Великого поста в утешение и укрепление верующих среди подвигов поста и покаяния и для возбуждения в них упования, что за душевными скорбями и болезнями последует прославление.
Крест Христов, как знамя победы над смертью, приготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.
Из особенностей богослужения в этот день можно отметить обряд выноса креста. Как и на праздник Воздвижения Креста, берут особый, специально предназначенный для этого крест, который не бывает в обычном употреблении в другое время года. Еще до всенощного бдения святой крест полагают на жертвеннике, украшают цветами. После этого он торжественно переносится с жертвенника на престол.
На полиелее Евангелие читается в алтаре, а не на середине храма, как обычно, и помазание не совершается. Вынос креста совершается в конце всенощного бдения.
Во время пения великого славословия предстоятель кадит крест. После этого, взяв блюдо с крестом на главу, он исходит из алтаря в предшествии свещеносцев и кадящего диакона. Под пение Трисвятого он останавливается напротив открытых Царских врат и по окончании пения возглашает: «Премудрость прости» (то есть: «Внимание: премудрость»). Клир поет тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения священнослужитель полагает крест на аналой, кадит его и трижды поет перед ним тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». При пении совершается троекратное поклонение кресту и целование его священнослужителями, а затем народом. После этого происходит елеопомазание.
Чин поклонения кресту совершается таким же образом в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, после поклонения, иерей берет крест и торжественно вносит его в алтарь.
Источник: «Православные праздники»/ сост. С. Р. Бегиян. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. — 240 с.: ил.