Видео Настоятель

Что искажает наш ум? Воскресная проповедь священника Анатолия Куликова

Недавно мы с вами говорили о том, что нам не хватает веры, как часто, к сожалению, душа наша остывает, и начинает казаться, что Бог где-то далеко. И вместе с апостолами мы можем снова воскликнуть: Господи, умножь в нас веру! Дай нам снова благодать Твою, чтобы душа наша ожила, чтобы сердце наше снова чувствовало Тебя, чтобы ум наш, Господи, был направлен к Тебе, видел Тебя и искал Тебя.

Без веры в Бога все превращается в мертвую обрядовость. Человек исполняет какие-то правила, но внутри него ничего не меняется.

Возникает вопрос: как поддерживать в себе веру?

Есть вещи, которые помогают вере в человеке развиваться, а есть те, которые,  наоборот, веру в человеке убивают.

Что убивает в нас веру?

Убивают веру грехи наши. Убивают веру наше незнание и нежелание изучать ее. Задумаемся над тем, о чем мы говорим каждый день, когда встречаемся друг с другом. Часто ли Спаситель наш Иисус Христос является центром наших разговоров? Увы, мы говорим о чем угодно, только не об этом.

Очень сильно вредит вере наше окружение. Как говорил апостол Павел, «Худое общество развращает добрые нравы».  Если мы не будем избегать постоянного общения с теми, кто скептически относится к предмету нашей веры или отрицает и даже хулит ее, если не научимся ставить определенные рамки, то довольно скоро мы сами уподобимся таким людям. 2018 год — год столетия убиения Царской семьи. В прошлом году мы вспоминали революционные события столетней давности. Казалось бы, накануне этих кровавых событий большинство людей в стране были православными, но почему-то это не помешало им вскоре после прихода к власти большевиков начать массово разрушать храмы, убивать друг друга, в том числе и за веру. Почему так произошло? Причин много. Одна из них очевидна: люди поверили тем, кто принес новые идеи – идеи отрицания прежних устоев бытия. Идеей можно заразить – как доброй, так и злой. Надо всегда помнить о том, что все, что ты слышишь, так или иначе отпечатывается в сознании и влияет на твое сердце. Надо думать. И быть осторожным.

Когда человек перестает молиться, перестает жить церковной жизнью, его вера начинает слабеть, постепенно деформируясь и превращаясь в набор суеверий. Спроси человека, который, к примеру, никогда не причащался, что для него есть вера – в подавляющем большинстве случаев ему нечего будет ответить, либо высказывания его будут очень далеки от ее истинной сущности.

А ведь христианская вера – это не чья-то выдумка, не предмет чьих-то умозрений. Мы принимаем ее как наследие, в котором очень конкретно говорится о том, как и во что мы верим, что заповедовал нам Господь, что означают эти заповеди. Сейчас очень многие люди пытаются слишком вольно интерпретировать слова Священного Писания. Но не будем забывать, что апостолы писали только о том, что видели своими глазами и слышали своими ушами, о том, чему учил их сам Христос. И именно вот это, а не что-то иное, они передавали дальше.

Вера наша зависит от наших знаний о ней. Если знаний не хватает – бойся, потому что иначе душа зарастет суевериями, ум придумает что-то суетное, пустое.

Что же веру умножает?

Если вера – это живое чувство Бога, то, конечно же, в первую очередь веру умножают молитва, церковные таинства, добрые дела, которые мы делаем ради Бога, чтение Священного Писания. Последнее – нужно делать обязательно. Бог открывается нам в Священном Писании. Все святые отцы единодушно говорили, что в Евангелии есть абсолютно все, что нужно для нашей жизни. Но часто мы закрыты для Евангелия. Мы читаем, смотрим и не понимаем.

Почему так происходит?

Сегодня мы читали евангельские строки, где  Господь говорит нам удивительные слова, которые должны быть нам всем огромным утешением: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6, 25:33)

Казалось бы, вот и пора бы уже выдохнуть и принять с радостью эти слова. Но ум наш сопротивляется, отказывается верить, что так и будет — что Бог будет заботиться о нас, что Он лучше нас самих знает, что нам надо. Мы не верим, потому что не видим в нашей жизни Христа. И это – самая главная беда ума человеческого.

Христос говорит: «светильник тела есть око». И здесь речь идет, в первую очередь, о нашем уме, который ответственен за то, что мы думаем и делаем, который определяет выбор человека. Когда у человека светлый ум —  он понимает, что ему действительно нужно, он способен сделать правильный выбор.

Жизнь наша наполнена разными проблемами, но степень их решения зависит от того, сможем ли мы понять, разобраться с ними. Непонимание ума вызывает возмущение сердца, раздражение, гнев, осуждение. Искаженные гневом мыслительные процессы приводят к конфликтам между людьми, к подмене понятий, к совершению опасных для жизни поступков.

Св. Амвросий Оптинский говорил, что высший дар Божий – это дар рассуждения. И этот дар человек может принять только тогда, когда его ум очистился, освободился. И тогда только он может понимать, что хорошо, а что плохо, что делать, а что не делать.

Мы очень ценим тех людей, которые могут нам посоветовать – четко и по делу – как себя вести, как поступать в той или иной ситуации. Очень хорошо иметь возможность прийти к такому человеку; хорошо, когда есть к нему доверие.

Многие из нас наслышаны о подвижниках, имеющих дар прозорливости. А что такое прозорливость? Это состояние ума. И это — не гадание на кофейной гуще, это — четкое знание. Прозорливость — это не сверхъестественное состояние. Просто ум выздоровел у человека, очистился. Открылись глаза души – и все становится понятно и видно. Прозорливый человек ясно видит, как развиваются события и к чему они приведут.

А у нас в большинстве своей ум мрачный и темный.

Возникает вопрос: отчего так происходит?

Евангелие снова дает нам ответ и на этот вопрос. Когда жизнь человека оторвана от Бога, когда нет живой веры, все это обязательно приводит к искажению ума человека. Спаситель сказал:  «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Господь привел пример, который остается актуальным на все времена.

Действительно, как надеяться на Бога, если мы привыкли надеяться на себя, на свою гордыню, на свое земное богатство?

Будем очищать ум наш от увлечения тем, что услаждает нас в земной жизни. Не будем забывать, что ограничения в каких-то вещах, которые приносят удовольствие, освобождают наш ум. Если ты привык говорить себе: «хочу, но не буду», то ты становишься свободным человеком. Чувства и сиюминутные желания твои перестают господствовать над тобой и ты сам решаешь, как распорядиться своей жизнью. Дай нам Бог соблюдать разумное воздержание.  Помоги нам Господи очищать свой ум, знать Тебя и преумножать нашу веру. Аминь.

Протоиерей Анатолий Куликов

17 июня 2018 г.