Мы, православные, веруем во Единую Церковь, а все сектанты в нее не веруют, этот член Символа веры: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» — перечеркнули, они его выбросили.
На чем основана наша вера в Единую Церковь?
Конечно, на Священном писании, ибо говорит св. апостол Павел в Послании к Ефесянам, что Бог поставил Господа Иисуса Христа Главою Церкви, которая есть тело Его.
Подумайте, у единой главы может ли быть много тел, даже бесчисленно много? Если все секты называют себя церквами, то сколько же Церквей?
Я говорил вам, что в одной Америке более двухсот сект. А Господь говорил о Единой Церкви, Господь сказал апостолу Петру: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16,18). Он не говорил «созижду Церки Мои», Он сказал: созижду Церковь Мою — значит, одну, единую Церковь. Господь Иисус Христос говорит нам о Единой Лозе, корнями которой питается Церковь Его, и эта Виноградная есть Он Сам. Он говорил о едином дворе овчем.
Что же, не будем мы верить словам Христовым?
Не будем верить в то, что овчий двор, Единая Лоза Христос? А говоря о Виноградной Господь сказал страшные для сектантов слова. Он сказал, что будет на ней ветви засохшие, которые отломятся от этой Истинной Винограной Лозы, что их соберут, в огонь бросят и сгорят они.
Не страшно ли быть засохшей и отломившейся веткой, не страшно ли быть засохшим оторвавшимся листом Виноградной Лозы, который ветер уносит в пыль и грязь?
Это поистине страшно! А сектантам не страшно. Каждая секта называет себя церковью, а сект чрезвычайно много.
Что же, разделился Христос, стал Он главой многих отдельных сект?
Конечно, нет; у Единой Главы есть единое тело — Церковь Святая, Соборная и Апостольская. Это надо помнить всем нам, всем тем, кто может быть соблазнен сектантскими учениями.
Сектанты говорят: Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,20). Они говорят, что во всякой вере, во всякой церкви можно спастись. О, сколько лжи и заблуждения в этих словах! Я думаю, что и сами сектанты не скажут, что можно спастись и в церкви мусульманской, и в церкви иудейской. Они свои секты имеют в виду, говоря так. Они говорят, что во всякой вере можно спастись, а сколько сект, столько и вер, и эти их веры несогласны одна с другой. Это несогласие доходит до такой степени, что в Англии и Америке есть секты, которые отвергают все Таинства, даже Таинство крещения. Такова секта квакеров, или «друзей», как себя называют они. Квакеры сохраняют из всего Евангелия только нравственное учение Господа Иисуса Христа: они творят много добрых дел. Но и среди мусульман есть весьма добродетельные. Наша христианская вера отличается от всех других вер именно тем, что в основе ее лежат Таинства, установленные Самим Иисусом Христом. Не Он ли сказал Никодиму: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). А апостолам Своим иными словами сказал то же самое: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мк. 16, 16). Итак, отвергающий Таинство крещения не христианин.
Не говорил ли Господь, что кто не будет причащаться Тела и Крови Его, кто не будет вкушать хлеб Божий, который сходит с небес, тому нет места в Царстве Божием? (Ин. 6,50-51).
А квакеры отвергают Таинство Причащения. Есть секты, даже отрицающие троичность Бога. Подумайте, могут ли спастись подобные им сектанты, церковь ли они Христова, тело ли Иисуса Христа, Господь возглавляет ли их секту? О, нет, нет. В своем отрицании Церкви сектанты основываются на словах Священного Писания, которые сейчас вам прочту: Истинно. . . говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19-20). Они говорят: «Зачем же нам в Церковь приходить, зачем ваши храмы, зачем ваши священники и епископы? Не сказал ли Господь, что если двое или трое собраны во имя Его, то и Он посреди них?»
Имеют ли они право так говорить?
Вникните в эти слова и посмотрите, к кому они обращены. Этим словам предшествовали другие слова Христовы, обращенные непосредственно к апостолам Его: Истинно. . . говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Это относилось к апостолам. Если двое из вас, апостолов Моих, братьев Моих, друзей Моих согласятся просить Отца Небесного, то будет им. Неужели же можно думать, что молитва двух или трех нечестивых и грешных людей, собравшихся во имя Иисуса, будет иметь такую же силу, как молитва двух или трех апостолов — друзей Христовых? Конечно же, нет. Речь идет об истинных чадах Церкви Христовой. А что значат слова: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)? Неужели эти слова значат, что нет нужды ходить в храм, неужели ими отрицается Церковь Христова? О, конечно, нет, совсем нет.
О ком говорит Господь здесь?
Опять слова эти были o6paще ны к апостолам. Но он говорил в лице их ко всем, кто следует святыми апостолами, кто принад лежит к Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Он говорил том, что если двое или трое христиан соберутся где-либо в доме имя Его для чтения Священного Писания, для поучения в слове Божием, то и Он будет среди них. Скажу больше, могу pacширить толкование и понимание этих слов Христовых.
Скажу, что если кто из нас, христиан, будет беседовать с верующими о Христе, о содеянном Им спасении рода человеческого, будет Христос между вами? Не значит ли это, что вы одни составляете Церковь Христову?
Конечно, нет. Конечно, нелепо так толковать эти слова Христовы. Христос этими словами только хотел сказать, что где говорят о Нем где творят дела во имя Его, там и Он. Я скажу больше: я знаю, что и среди мусульман, и среди евреев есть много весьма благочестивых и весьма добрых. Среди мусульман есть свои святые, почитаемые ими, свои повествования о жизни этих мусульманских святых.
Что же, скажем ли мы, что совершенно безразличны они для Христа, что Христу нет дела до них?
Нет, не скажем; не скажем потому, что знаем слова св. Петра, на которые ссылаются сами баптисты. Знаем из десятой главы Деяний апостольских такие слова, сказанные апостолом Петром: Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10,34-S5).
Где сказал эти слова апостол Петр?
В доме римского сотника Корнилия, язычника, молитвы которого услышал Бог и вспомнил многие творимые им милостыни. Однажды во время молитвы он увидел Ангела, который сказал: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10,4-6). И пришел к нему Петр, и проповедовал Евангелие Христово, и крестил его со всем домом его, и сказал эти только что прочитанные мною слова. А на эту главу сектанты ссылаются, говоря, что Церковь совсем не нужна, что можно спастись и вне Церкви, как спасся сотник Корнилий.
Но разве не глубокое недомыслие в этом? Разве не понятно, что сотнику Корнилию, благочестие и добрые дела которого были приятны Богу, недоставало многого: недоставало крещения, недоставало просвещения Священным Писанием, недоставало познания о Господе Иисусе Христе, недоставало причисления к Церкви Святой, Соборной и Апостольской?
И если бы не пришел Петр, его молитв, его поста, его добрых дел не было бы достаточно, чтобы спасти его. Видите ли, как сектанты искажают Священное Писание. Прочту вам еще страшные слова Христовы: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7,22-23). Предстанут на Страшный суд и сектанты, ругавшиеся над Церковью Христовой, предстанут и скажут Ему: не во имя ли Твое собираясь, мы творили преломление хлеба; не творили ли добрые дела, не проповедовали ли Евангелие Твое? Но скажет им Господь: «Не знаю вас, потому что разодрали вы Мой хитон, совершив величайший грех раскола церковного». В прошлой беседе говорил я вам, как страшен этот грех, как оценивали его святые Отцы, как говорили они, что грех раскола церковного и отхождения от Церкви так велик, что не может быть омыт даже кровью мученической.
Не страшно ли им будет предстать на Суд Христов?
Их дело; а наше дело веровать во Святую Апостольскую Церковь. Нам мало знать, что мы листики, ветви Виноградной Лозы, Которая есть Сам Господь наш Иисус Христос. Мы будем помнить об одном дворе овчем, будем помнить о едином теле, Глава которого Сам Христос. В Своей великой первосвященнической молитве так молился Господь Иисус Христос: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты, Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17,11). Просил Христос у Отца Своего, чтобы все христиане были едино, как Он един с Отцом Своим. Сектанты этого слышать не хотят, они раздирают ризу Христову Единая Церковь им не нужна, им не страшно, что секты их бесчисленны. Не задумываются они над тем, что сами ведут себя как трость, ветром колеблемая, ибо знаем мы, что сектанты, в особенности баптисты, часто переходят из одной секты в другую. Баптисты переходят в секты прыгунов, хлыстов; есть штундисты, крестящие и не крестящие детей. Знаем, что и сами баптисты разделились. А где разделение, там нет Христос ибо разделение от диавола. Каждая секта считает только cвое учение истинным и правильным каждая критикует и отвергает учение других.
Разве истина не одна? Разве может быть, чтобы истина разделилась на сотни отдельных мелких истин?
Гордость, самопревозношение, самонадеянность побуждают сектантов уходить от Церкви Святой.
А даже между собою объединиться они не могут, ибо как объединятся штундисты с жидовствующими, прыгунами, хлыстами, адвентистами, субботниками?
Объединиться они не могут, всеостаются разъединенными. Мы знаем, что едина истина, не разделился Христос, что не может существовать тысяча отдельных церквей, что Господь основал Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Вот я рассказал и разъяснил, чему мы, православные, исповедуем единство Церкви, и продолжу речь о том, почему Церковь называется только Единой, но и Святой, но и Апостольской. Надо еще много сказать о том, что весьма важно: ни одна секта неимеет у себя законных епископов и священников; они имеют лишь самозванных пресвитеров. Но речь об этом должна быть долгой, и я не могу отвлекать вас от всех обязанностей и забот ваших. Да вразумит вас всех Господь, молившийся, чтобы мы все были едины, как един Он со Своим Небесным Отцом.
Аминь.
Святитель Лука
Войно-Ясенецкий
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка