Видео Настоятель Новости Проповеди духовенства

Проповедь иерея Димитрия Бажанова в праздник Крещения Господня

С праздником, дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с Богоявлением Господа нашего Иисуса Христа.

В древней церкви 6 января по старому стилю праздновался день явления Бога, не только с Его выходом на проповедь в возрасте тридцати лет, но и Его рождение в мир. Затем после IV века традиция этого праздника была разнесена и мы с вами празднуем Рождество Христово отдельно с 25 декабря и этот праздник продолжается до сегодняшнего дня — 6 января по старому или 19 января по новому стилю. В этот день освещается вод естество. 

Все мы с вами знаем, что вода для нас — это очень значимое явление, ведь все мы состоим из нее, также воду содержат все стихии и без воды мы жить не можем. Именно поэтому, Господь в этот день освящает воды и низводит благодать для того, чтобы мы с вами могли спасаться в таинстве Крещения.

Христос крестился крещением не Своим, а нашим, Он омыл наши грехи. Если ветхий Адам захотел стать Богом, возгордился, то Сын Божий — Богочеловек Иисус Христос становится человеком для того, чтобы обратно возвести падшее человеческое естество к Богу. Господь смиряется, принимает зрак раба и Его крестит смертный человек — Иоанн Предтеча. 

Этот праздник для нас очень значим, мы все его ждем, потому что, когда Святой Дух нисходит на воду, большинство людей это не замечают, однако те, кто имеет опыт церковной жизни знают насколько важна святая вода. В древней церкви этот праздник был разнесен на два дня (сочельник и сам день Богоявления). В сочельник пятого января патриарх Царьградский всегда совершал освящение воды в фонтане, который находился во дворике около храма Софии Константинопольской. В это время в храме читались паремии, как и мы с вами тоже вчера читали 13 паремий, за это время патриарх успевал освятить воду. 

В сам день Крещения вода уже никогда не освящалась, а в ней уже крестили людей. Раньше в церкви крестили только в особые дни, несколько раз в год, и день Крещения Господня был как раз одним из таких дней, когда люди вспоминали для чего Христос приходит в этот мир, выходит на проповедь. 

Также мы с вами вспоминаем слова, сказанные Господом Никодиму: «Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие». Для нас образ воды очень понятен, ведь мы с вами, желая помыться от пота или грязи, в любой момент можем принять душ или наполнить ванну, но для нашей души также необходима и вода, которая омоет скверны нашей души, к чему мы приступаем в таинстве Крещения. 

Начиная с IX века патриарх Фотий ввел традицию освещать воду и в сам день Крещения, а у нас на Руси эта практика появилась уже в конце XVII века после Московского собора 1667 года. Сейчас мы с вами унаследовали эту традицию Русской церкви и освещаем воду не только накануне Крещения Господня, но и в сам праздник, потому что Христос крестился днем и церковь очень долгое время боролась с такой традицией, когда люди вместо того, чтобы быть на литургии, ожидали полуночи и того момента, как вода станет святой. Это древнеегипетская традиция, которую церковь смогла окультурить, воцерковить и ввести чин освящения этих вод. 

Поэтому когда мы с вами сейчас будем подходить и брать воду, важно помнить, что относиться к этому нужно благоговейно. Эта святыня хранится обычно целый год и в те дни, когда мы с вами по какой-то причине не можем приступить к таинству Причащения, то для того, чтобы хоть как-то осветиться, мы вкушаем кусочек просфоры и выпиваем глоток этой святой воды, которая по гречески называется Αγίασμα (Агиасма), в традицию русской церкви тоже вошло это название крещенской воды. Поэтому, давайте будем черпать воду, приносить домой, освящать наши жилища и делиться со всеми радостью того, что Христос вышел на общественное служение для того, чтобы спасти всех нас. 

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка