Видео Настоятель Проповеди духовенства

Проповедь в 20-ю неделю по Пятидесятнице

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию очень интересную притчу о богаче и Лазаре.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».Лк., 83 зач., XVI, 19–31.)

Для людей, незнакомых с христианской культурой, будет непонятно происхождение названия некоторых типов больниц, но те, кто выросли в христианской традиции, знают, что, именно, в честь этого самого Лазаря и появился термин «лазарет»

О чем же эта притча?

Очень часто люди, читающие Евангелие, пытаются противопоставить социальные вопросы: богатство и нищету, достаток и сложные жизненные условия, но эта притча не совсем об этом. Она гораздо глубже, многограннее и интереснее и включает в себя не только понятия богатства и нищеты. Если мы с вами прочитаем Евангелие невнимательно, то нам может показаться что все, кто много работает или как сейчас говорят занимается бизнесом или кто печется о своей семье, трудясь с утра и до вечера получается плохой, а тунеядец, который ничего не делает — хороший и обретает спасение. Это не совсем так или вообще совсем не так. Речь идет о другом: в Евангелие нам не называется имя богача, его нет в этой книге жизни, это происходит потому, что он просто недостоин быть с Богом и не может находиться в божественном общении. 

Читая Евангелие мы видим, что богач, в принципе, неплохой человек: у него есть дом, он живет своей жизнью, организовал особый мир, в котором отгородился от окружающих, живет в комфорте, никого не убивает и не является злодеем, любит пиры, одевается в порфиру (ткань окрашенная в красный цвет при помощи моллюсков) и виссон. Сейчас любая модница нашего города одевается в тысячу раз богаче и лучше, чем этот ветхозаветный богач. 

Но в чем тут проблема? 

Вроде бы,  даже находясь в аду богач пытается заботиться о своих близких, просит Авраама послать Лазаря к его братьям, чтобы они покаялись и задумались о том, что их ожидает в загробной жизни. Но вся проблема заключается в том, что этому человеку было не до Бога, то есть, как сейчас говорят, это был не его вопрос. Его задачей было организовать себе комфортную и спокойную жизнь, чтобы никто его не беспокоил. Очень часто и мы с вами огораживаем себя от от всех других. Дом — это, конечно, зона комфорта, и никто не любит, когда туда кто-то врывается: приезжает «черный воронок» или происходит что-то еще. 

Господь этой притчею призывает нас задуматься о том, что мы живем не для себя и должны оглядываться на то, что происходит вокруг нас. Рядом с домом этого богатого человека находился бедный, нищий Лазарь. Лазарь — это наименование человека, нуждающегося в помощи. Всегда около нас есть очень много «Лазарей», которым мы призваны помочь. Кому-то следует помочь словом, кому-то делом, кого-то нужно просто поддержать, если он впадает в уныние. Вся задача человеческой жизни — смотреть, кому мы можем послужить. Естественно не идет речь о том, что нужно бросаться и собирать средства алкоголикам и наркоманам. 

В Священном Писании апостол Павел повторяет известные слова: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес/Сол.3:10)

Речь идет о том, что всякий труждающийся достоин пропитания. Мы должны заботиться о инвалидах, о лежачих больных, которые сами не могут ничего сделать, но потакать бездельникам мы, естественно, не обязаны. Мы должны помочь и дать удочку, чтобы человек научился ловить рыбу, но к сожалению, многим этого просто не нужно. 

Для богача существование Лазаря было неинтересно. 

Почему Авраам говорит, что его братья не поверят, даже если кто-то воскреснет из мертвых?

Да, потому что вера — это не просто констатация факта, когда говорят: « Да, слышал, что Христос Воскрес, знаем, что сегодня Пасха». Речь идет совершенно не об этом. Когда мы говорим, что верим в Бога, мы должны быть готовы бросить всю старую, плохую и неправильную жизнь и начать жить по-новому, это и называется Покаянием. Мы должны откликнуться на призыв Христа и выполнять  Его заповеди, тогда человек верующий 

И так, его братья имеют книги Моисея, книги пророков и зная информацию, они не интересуются дальше узнанного, ведь это мешает их комфортному существованию. И именно поэтому, богач не имеет имени в этой притче, а Лазарь воспринимается как раз, как тот самый человек, который сораспинается  Христу, безропотно перенося страдания. 

Давайте вспомним, о чем говорится в Евангелие: Лазарь не желает взорвать дом богача, он не собирается забирать его акции, не желает ему смерти. Он просто мечтает, чтобы те крошки, которые падают к ногам господ, которые съедают псы доставались и ему. 

Ведь богатые люди не только имеют дорогие часы, машины и недвижимость, они несут ответственность за всех тех, кто на них работает, то есть олигарх, исповедуясь, должен говорить не только о том, что он в среду выпил молочко, он должен отвечать перед Богом за тех людей, которые ему вверены. Богачу же не был интересен Лазарь и даже животные оказались более милосердными, чем он, ведь богачу не было сложно помочь Лазарю, но ему это не было нужно. Он не считал Лазаря человеком, может быть и презирал его. кружился от Бога своим имением с высоким забором и поэтому даже будучи неплохим человеком он не может попасть в рай. 

Сегодняшняя притча учит нас, что мало быть просто хорошими людьми, не быть откровенными бандитами. Нужно сделать выбор хотим мы быть с Богом или это нам мешает жить? Притча о богаче и Лазаре — это притча о том, как мы встречаемся со Христом, ведь все мы знаем, что рано или поздно умрем, но понимая это продолжаем заниматься всякой ненужной «мишурой» и пустыми делами. Мы обустраиваем свою жизнь, не заботясь о жизни вечной. Если бы мы проживали каждый день, думая, что он может стать последним, то качество нашей жизни улучшилось бы многократно. Поэтому давайте задумаемся о том, что без Бога мы всего лишь замкнутые пустые сосуды, а со Христом можем раскрыть себя как настоящие личности и очутиться также на лоне Авраама. 

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка