В Священном Писании есть слова о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в разумение Истины, т.е. пришли к познанию Бога. В этом в этом заключается задача жизни человека.
Сегодня мы слышали историю о хананейской женщине, у которой была бесноватая дочь:
«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». (Мф., 62 зач., XV, 21-28)
Вся эта история касается всего человечества, она является ярким образом состояния душ человеческих. Всякого человека, имеющего правильное понимание о Боге и духовной жизни, можно причислить к детям Божиим. Тот же, кто по гордыне своей стремится идти другим путем, становится подобен язычнику, ибо суть мировоззрения языческих народов – незнание или нежелание познать Бога. Так как как религиозное чувство в духе человеческом присутствует всегда, то люди, незнающие Истинного Бога, неизбежно начинают создавать себя кумиров, поклоняться лжи. Они придумывают себе новые правила жизни, все больше и больше в них запутываясь.
Мы с вами живем в мире, в котором, увы, процветает язычество, которое далеко не всегда выражается через поклонение каким-то придуманным богам. Оглядитесь вокруг: люди полны суеверий, они наделяют какие-то события или предметы мистическими свойствами. К примеру, все вокруг постоянно говорят о судьбе: «Судьба, мол, распорядилась»… А что это значит? Разве судьба — это что-то одушевленное, что-то разумное и имеющее власть? Если нет, то как она может чем-то распорядиться? Это говорит о том, что люди не знают Бога, не верят в Бога, нет в них страха Божьего. Души таких людей подобны хананейской женщине. Они – дикие. Они не получают от Бога Откровения, не получают Дары Божии, ибо не способны их принять.
Все зло в мире произошло от гордости. Все язычество, как дикое злое мировоззрение, происходит от гордости. Всякий человек, пребывая в гордости, чужд знаний о Боге, ум его ослеплен, сердце его находится во тьме.
Что же делать?
Святое Евангелие нас учит сегодня: будь подобен этой хананейской женщине. Если ты видишь, что Бог не откликается на твои просьбы, не дает тебе помощи и Благодати — остановись и загляни в себя. Если ты видишь в себе гордость, то начинай смиряться. Именно смирение сделало хананейскую женщину дочерью Божией. Через смирение она смогла увидеть во Христе Всемогущего Бога и получила просимое. Смирение открывает человеку ум, открывает ум к началу познания Божия.
Св. Иоанн Богослов говорит о том, что Господь послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы у людей появилась возможность через Иисуса Христа приблизиться к Его познанию, чтобы мы были вместе с Ним.
Каждый из нас может стать таким носителем света и любви.
Св. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Если у тебя будет Благодать Божия, а в сердце твоём если будет Христос, то люди будут вокруг тебя собираться и спасаться.
Церковь — это Христос, вокруг которого люди
Господь хочет, чтобы наша с вами церковь как собрание вокруг Христа не ограничивалось стенами храма. Мы должны нести дальше в мир то, что здесь получаем. По разным причинам не все люди могут прийти в храм и быть со Христом. Но мы то можем к ним прийти! Какой образ люди видят в нас? Если Образ Божий, то мы идем в нужном направлении. Если что-то другое, то значит, мы с вами что-то не доделали. Давайте не будем про это забывать. Будем помнить о высокой задаче, которая стоит перед нами – нести Свет Христов в мир, нести правду, нести веру, нести любовь к людям, которая главнее всего.
Спаси Господи. Аминь
Протоиерей Анатолий Куликов
Храм святителя Луки Крымского, г. Екатеринбург
23 сентября 2018 г.