Дорогие братья и сестры, наступает Рождественский пост и вновь назревает вопрос: как нам надо проводить это время? Есть два подхода — религиозный и духовный, но надо понимать, что они не всегда бывают тождественны. Разницу мы можем увидеть в сегодняшнем евангельском чтении.
Законник подходит ко Христу и вступает с ним в искусительную беседу, очевидно для того, чтобы «поставить на место» необразованного, по его мнению, человека из Назарета… Дальше мы наблюдаем, как Господь разрушает стереотипы этого — высоко о себе думающего — иудея, говоря, что тот измеряет жизнь свою только Законом, делит людей на наших и чужих, ибо Закон так велит…
В те времена большинство иудеев не понимали, как можно любить Бога, но и мы с вами тоже недалеко от них ушли…
Каждый из нас знает, что мы будем есть, пить в пост, а как любить Бога — кто знает? С ближними — тоже самое. Поживешь в этом мире хотя бы лет пятнадцать и начинаешь понимать, как тяжело с людьми. Вообще, любить – крайне тяжелая вещь. Любить — это не просто пребывать в эйфории, но и взять человека со всеми его тяготами, а любить тяготы страшно сложно.
Законник говорит, что заповеди о любви нереально исполнить. Иудеев вообще учили бояться Бога, а не любить. Как можно любить то, что не видишь? Он продолжает считать, что праведен тот, кто исполняет правила, и только тот наследует жизнь вечную. А Христос ставит законнику в пример чужака-самарянина, которого, по мнению иудеев, любить-то не за что… Христос – иудей по земном своему рождению — приводит иудею-законнику в пример этого самарянина, который даже и не думал ни о каком Законе, когда увидел полумертвого, умирающего человека, нуждающегося в помощи. Он просто сделал доброе дело — помог ему. Сделал то, чего не сделали люди Закона по разным своим причинам. Факт есть факт – Закон здесь совершенно никому не помог.
Господь говорит: если хочешь Царства Божия — иди и делай также, как поступил самарянин — будь милостивым и жалей.
Готовясь к посту, мы с вами спросим: что же надо делать? Соблюдать ли только какие-то формальные правила, например, что нам можно употреблять в пищу, а что нет, или пойти другим путем: освободить в своей жизни место, где мы сможем увидеть чью-то боль, кому-то помочь? Может, стоит открыть глаза и посмотреть вокруг себя: простить старые обиды, увидеть тех, кто нуждается в нашей защите и поддержке? И тогда в нашей жизни будет хотя бы немножко больше любви.
Прояви свою любовь -вот что Богу надо. Бог пришел не для того, чтобы правила устанавливать, а для того, чтобы спасать людей, приводить их к Себе. Чтобы быть с Богом, надо быть не знатоком каких-то правил… Хочешь быть с Богом – уподобься Ему – научись любить своих ближних. Бог есть Любовь.
Пусть в пост, который подразумевает отказ от какой-то пищи, каких-то дел, включит в себя и вот эту — самую важную — составляющую. Если любви между нами не будет, то зря мы с вами, дорогие, постимся. Господь сказал: «По тому узнают, что вы — Мои ученики, если любовь будете иметь между собой» (Ин 13.35). И это — единственный критерий.
Скоро день Рождества Господня. Как было бы здорово принести Ему сердце и сказать — оно у меня, конечно, чумазое, но оно приняло Твое слово и именно Ты ему, Господи, нужен.
Спаси Бог вас, дорогие братья и сестры. Пусть всё у нас с вами будет хорошо. Пусть на душе будет легко, будет мир в нашем сердце. Аминь.
Протоиерей Анатолий Куликов
Храм святителя Луки Крымского в г. Екатеринбурге
25 ноября 2018 г.