Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк., 40 зач., IX, 17-31).
С праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем!
Сегодня мы с вами читали евангельскую историю про бесноватого юношу, которого привел ко Христу несчастный отец, умоляя исцелить сына. Прежде ему не смогли помочь ученики Христовы, и у отца осталась одна надежда – на Спасителя. Почему же апостолы не смогли изгнать беса? Почему так произошло? Давайте вспомним хронологию евангельских событий.
Отец бесноватого юноши пришел к апостолам за помощью после того, как ученики Христовы вернулись из путешествий по разным городам, куда были направлены проповедовать Христа. Перед этим все они, без исключения, получили от Спасителя грозное оружие — власть исцелять болезни и прогонять бесов. Потом было Преображение Господне. Поднимаясь на гору Фавор, Господь взял лишь трех учеников и предстал перед ними — прежде Своих крестных страданий и Воскресения — во всей своей Божественной славе, показав им, кто Он есть на самом деле. Трое учеников восходят. А остальные-то остаются внизу! Среди них и те, кто не сумел изгнать демона из бесноватого юноши.
Отец не сдавался. Он продолжил искать исцеления и, в конце концов, нашел Христа, который изгнал демона из его сына.
Апостолы, мучимые вопросом, почему же они утратили свой Божественный дар, после исцеления юноши подошли ко Христу и услышали ответ: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
Господь говорит ученикам и — через них — всем нам: дорогие люди, нам дары Божии. Но мало их принять. Их нужно сохранить и уметь ими пользоваться. А для этого нужны два условия – пост и молитва.
Возникает вопрос: неужели апостолы не знали об этом? Неужели Господь не предупреждал их ранее? Можно лишь предполагать… Возможно, в долгом путешествии кто-то из них не справился с усталостью, поддался унынию, чревоугодию — ведь апостолы были такими же людьми, как и мы с вами. Они также как мы были подвержены разным человеческим страстям. Пока были рядом с учителем – находились в состоянии воздержания, молитвы, непрестанного богообщения. Остались одни – пропала сосредоточенность на Боге, а за ней пропала и сила, дарованная Господом.
Мы прошли более половины пути, который ведет нас в Иерусалим. И сегодня Церковь неслучайно напоминает нам об этой евангельской истории. Господь говорит – не забывай о посте и молитве, ибо много препятствий на пути в Царство Божие. И самое главное препятствие – наши собственные немощи, недостатки, страсти. Наши собственные гордыня, невоздержание, самолюбование, тщеславие и другие грехи — самые главные враги на пути в жизнь вечную. Пост и молитва дают силы, чтобы этих врагов победить.
Но нельзя говорить о посте только как о воздержании от какой-то пищи. Воздержание должно быть во всем: в мыслях, в намерениях, в поступках. Надо учиться быть трезвыми и уметь держать себя в руках. Чтобы с Богом быть — нужна сосредоточенность, которая помогает человеку не впадать в расслабленность, не терять над собой контроль, а оставаться самим собой и не бояться никаких потрясений. Именно поэтому так важен пост как тренировка в воздержании.
Молитва позволяет наш ум быть сосредоточенным на Боге, это — память о Боге, обращение к Богу, благодарность Богу. Молитва помогает нам находиться в состоянии постоянной направленности к Богу.
Вот почему пост и молитва делают человека цельным и сильным. Только в посте и молитве человек способен не только принимать дары от Бога, но и применять их. Он способен быть грозным и сильным противником зла, противником грехов.
Церковь призывает нас быть сильными. Давайте помнить о том, что впереди — Голгофа. По после Голгофы будет Воскресение. Дай нам Бог прийти туда вместе со Христом, оставшись Ему верными. Спаси нас Господь. Аминь.
Протоиерей Анатолий Куликов
Храм святителя Луки Крымского, г. Екатеринбург
18 марта 2018 г.