Новости Статьи

Владимир Лузин: «Духовность была, есть и будет, пока живут на земле неравнодушные люди»

5 октября в Духовно-просветительском центре Царский открылась выставка заслуженного художника России Владимира Михайловича Лузина «Духовность в пространстве времени», приуроченная к 70-летию со дня рождения художника.

родимый уголок

В.Лузин. «Родимый уголок». 2005 г.

Самые демократичные во всем мире материалы и инструменты – бумага, туши и перо — в руках художника превращаются в настоящие, наполненные светом  шедевры. Он не просто мастерски изображает знакомые многим уральцам пейзажи или архитектуру. Он вкладывает в каждую работу частицу своей души. Его черно-белые полотна удивительным образом рождают целую гамму чувств, оживляя в памяти звуки и запахи природы, деревенского или провинциального городского быта, вызывая щемящую сердце печаль об ушедшем, надежду и тревогу за будущее нашей великой родины. О том, как рождаются картины мастера, о духовности в современном мире читайте в эксклюзивном интервью с Владимиром Лузиным

Владимир Михайлович, ваша новая выставка называется «Духовность в пространстве времени». Почему было выбрано такое название? Что для вас значит духовность?

— Большинство моих графических произведений так или иначе связаны с духовностью. Вот только один пример. В  90-х гг. XX в. я рисовал серию «Храмы Прикамья». В основе сюжета картин этой серии — полуразрушенные православные храмы XVIII – XIX вв в деревнях Нечкино, Яромаска и других удмуртских поселениях по реке Каме. В те годы деревни вымирали, в поисках лучшей жизни люди разъезжались кто-куда, мало кому было дела до лежащих в руинах старинных церквей. Больно было на все это смотреть… Когда серия была закончена, я сделал в городе Ижевске выставку. Журналисты написали о ней в прессе, официальные лица доложили главе республики А.А. Волкову. Он, как бывший строитель, дал команду начать восстановление разрушенных церквей. Работы велись около 7 лет. Сегодня практически все старинные храмы восстановлены. А следом и села начали оживать, в некоторых из них даже появились туристические базы. Когда плывешь на теплоходе по Каме и видишь эту красоту — сердце замирает. Моё мнение — духовность была, есть и будет, пока живут на земле неравнодушные люди. И моя гражданская позиция – в сохранении памятников культуры…

реж. церковь

г. Реж. Иоанно-Предтеченская церковь XIX в. 2005.

Среди произведений, представленных на стендах выставки «Духовность в пространстве времени», немало тех, которые уже побывали в центре «Царский» два года назад, когда проходила ваша персональная выставка «Колокольный звон моей России». Но есть и работы, которые посетители центра увидели впервые. Расскажите немного о них.

— Это картины, которые теснейшим образом связаны с моей малой родиной, например: «Родительский дом в г. Реж на улице Энгельса 12» (нарисовал спустя более 50 лет),  портрет моей бабушки Ю.Г. Плотниковой–Лукиной (эта картина находится на постоянном хранении в историческом музее города Реж, которому в 2013 году я подарил более 50 произведений графики – живописи, открыток, буклетов, каталогов, книг, фотографий), другие работы.  Так сложилось, что моя юбилейная выставка «Духовность в пространстве времени» открылась сначала в Режевской художественной галерее (10 июля 2018 года), а уже потом – к октябрю — по согласованию с руководством духовно-просветительского центра «Царский» экспозиция была доставлена в Екатеринбург: осенью здесь всегда наплыв посетителей.

Вербное воскресенье. 2004.

Вербное воскресенье. 2004.

—  Вы – горожанин, а на большинстве картин – сельская пастораль, природа. Редко – урбанистический пейзаж. Почему?

— Хотя я и горожанин, но люблю сельский пейзаж, например: «Полей бескрайние просторы» или «Посвящение земле Уральской» или «Веселые горы под Невьянском» и др.

Дума за жизнь кота Филимона. 1997.

Дума за жизнь кота Филимона. 1997.

—  В одном из интервью вы рассказали, что картины в вашей технике (некоторые искусствоведы называют ее «бархатной графической линией») требуют очень много времени. На создание некоторых работ ушло около трех лет. При этом вы чрезвычайно плодовитый автор — более 3 000 ваших произведений уже пополнили музеи и частные коллекции. Откуда берутся время и силы?

— Вот уже 50 лет изо дня в день этим и живу.

Христорождественская церковь XIX в. В селе Липовском Режевского района. 2005.

Христорождественская церковь XIX в. В селе Липовском Режевского района. 2005.

—  В 2017 году вы вошли в состав жюри международного детского конкурса «Алмазные грани». Много ли работ пришлось оценить? Каков, по вашему мнению потенциал участников?

— Да, в мае 2017 года в Реже мы провели детский конкурс «Алмазные грани». Организаторы – крупнейшая на Урале компания «УГМК-Холдинг». Всем членам жюри пришлось изрядно потрудиться: на конкурсе были представлены сотни интересных детских рисунков со всей России и ближнего зарубежья. На открытии выставки я отметил одну графическую работу девочки из Башкирии («Деревенский пейзаж с мечетью» в смешанной технике). Нужно сказать, что художники – графики – профессионалы из этой республики – одни из самых сильных в России.

Значительную часть своих картин вы уже подарили музеям. Продолжается ли эта добрая традиция?

— Безусловно. В этом году на открытии выставки «Духовность в пространстве времени» я передал в дар центру «Царский» оригинал картины «Местечко Варницы Ярославской области – родина преподобного Сергия Радонежского». От всего сердца благодарю Его Высокопреосвященство митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла за благословение на проведение моих персональных выставок в центре «Царский»!

Местечко Врницы Ярославской области. Родина Сергия Радонежского. 2007.

Местечко Варницы Ярославской области. Родина Сергия Радонежского. 2007.

Вы являетесь автором иллюстраций для сборников стихов уральского поэта и шахматного композитора Алексея Ивунина (член Союза писателей России, член Союза журналистов России поэт и публицист Алексей Ивунин входил в состав жюри литературного конкурса «Пасха великая» храма святителя Луки Крымского). Как вы познакомились и подружились? Продолжаете ли сотрудничать?

— Это произошло в 2003 году, когда я вернулся из Ижевска на свою малую родину — в город Реж. Там мы с Алексеем и познакомились. Оказалось, что мы родственные души. С тех пор дружим более 15 лет. Творчество Алексея мне по нраву и, знаю, что моё – ему тоже близко. Да, мне посчастливилось иллюстрировать поэтический сборник Алексея Ивунина «Посвящения мои…» и его прозаическую книгу «Горщик». Эти книги получили хорошие отзывы читателей. Мы постоянно общаемся: он бывает у меня, и я, конечно же, бываю у него в Екатеринбурге.  Если требуется помощь в организации выставок в уральской столице — Алексей всегда рядом. Мы продолжаем творить, а это – главное.

 

 интервью записала Ольга Селиванова
Храм святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), г. Екатеринбург

 

Благодарим Алексея Ивунина за помощь в подготовке интервью!

 

Дорогие друзья, напоминаем, что выставка Владимира Лузина «Духовность в пространстве времени» открыта до 6 ноября по адресу г. Екатеринбург, ул.  Царская, 8, здание Духовно-просветительского центра «Царский», выставочный зал второго этажа. Вход свободный.