Видео Настоятель Проповеди духовенства

Воскресная проповедь иерея Димитрия Бажанова в 15-ю неделю по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангелие, братья и сестры, мы слышали ответ Господа, который известен очень многим. Если мы спросим людей, которые что-то слышали о христианстве: «Какие вы знаете  заповеди Божии?», есть два варианта ответа или 6, 8, 7 заповеди Моисея, не убий, не укради, не прелюбодействуй, или же все приводят, как раз, те слова ответа Господа, который содержится в сегодняшнем Евангелие.
 
Мы с вами часто забываем, жалуясь на свою жизнь, о том, в каких условиях жил Христос на Земле. Когда он рождается, Его уже с момента рождения пытаются убить, Он бежит в Египет, затем Ему постоянно приходится менять место жительства, так как  Его преследуют, и поселиться, затем, уже в Назарете. С выходом на общественное служение, на проповедь, одна часть людей слушали Христа,  хотели спасения, а другая часть, та, которая была призвана, в первую очередь, услышать Его призыв, наоборот, оказалась врагами Христа.
 
Те ветхозаветные лидеры, те люди, которые считали себя солью земли, те люди, которые призваны были делегировать свои полномочия и встретить Христа, Мессию, Господа, они начинают искать все способы как Его убить. Чего в принципе и добиваются, как вы знаете, люди казнили Бога за богохульство, как ни странно это слышать. То есть по статье, по закону, они смогли все таки, убить Господа. И в сегодняшнем Евангелие мы видим один из последних примеров, когда провокаторы,   клеветники пытались написать очередной донос на Господа. И после «Притчи о брачном пире» к Нему подходят целые группы таких клеветников, которые стараются исказить учение Господа, как сейчас говорят «пришить   статью», написать куда нужно заявление, чтобы Христа убили.
Это  саддукеи и фарисеи, причем, когда фарисеям  Господь дает ответ, про то что Богу нужно отдавать Божие, а Кесарю-кесарево, то есть по «58 статье, по политической», Его не смогли поймать, уловить, затем к Христу подходят саддукеи, говорят Ему: «Как с кем будет жить та женщина, у которой было 7 мужей?» И Господь опять посрамляет саддукеев, говорит что в Царствии Божием не женятся, не выходят замуж, а живут как ангелы Божии, саддукеи  тут же умолкают,и фарисеи делают таки последнюю атаку, увидев, что даже саддукеи были поражены, некий законник подходит ко Христу, не для того, чтобы удостовериться в истине и спастись, а для того, чтобы каким-то образом, снова уколоть Христа, еще как-то уловить в словах Господа какую-то ересь, обвинить Его в богохульстве. Он спрашивает Христа: «Какая главная из заповедей Божиих?»
 
Мы с вами на это даже не обращаем внимания, нам кажется, что просто подошел человек и Христос ему отвечает. На самом деле в этом вопросе, как всегда, с точки зрения ветхозаветного  общества был подвох: если Христос ответит, что нужно почитать Бога и служить Ему, то Его обвинят в том, что он нарушает то или иное предписание закона, если Он ответит по-другому, говоря о любви только к ближним, то Его тоже обвинят в богохульстве. Мы помним, что у иудеев, ко времени земной жизни Спасителя, сложились более 600 заповедей, которые необходимо было соблюдать. И Христос, именно поэтому отвечает очень известными словами, этому законнику.
 
Была такая молитва у иудеев того времени, «Шма (Шема) Израэль» — «Слушай Израиль», то есть каждый день, иудей должен читать эту молитву-гимн. Если вы читали Второзаконие, там читается: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене», — там далее идет перечисление и в том числе,  такие слова: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем своим, всей душою своею, всем разумением своим.» Далее Господь продолжает: «возлюби ближнего своего. как сам себя.»
 
То есть с чем это можно сравнить? Вот если кто-нибудь из нас с вами подойдет и спросит: я не люблю своих врагов, как мне их прощать?
 
А вам, например, священник скажет: «А помнишь, есть такая молитва «Отче наш», -это тоже самое. И настолько были фарисеи посрамлены Господом, что замолчали, а дальше Господь продолжает, раз на Него пошли нападки, то чтобы показать им всю узость их мышления, во что они превратили Божественое откровение и Моисеев закон, в кучу предписаний и инструкций, не видя живого Бога, желая убить живого Бога. Христос последний раз пытается воздействовать на их разум, их ум, Он говорит, давайте поговорим о Мессии, Господе, кого выждете, чей сын Христос? они отвечают -Давидов. И Христос посрамляет фарисеев, задавая им следующий ворос: «Как же Христос сын Давида, если сам Давид в 109 псалме, говорит о своем потомке, о Мессии, как о Боге: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.» И написано у евангелиста Матфея,что с тех пор  никто из провокаторов не пытался даже завести спор со Христом. Настолько Христос показал всю их узость мышления и непонимание Священного Писания ими.
 
Затем им придется искать других предлогов, чтобы убить, умертвить Господа. Мы же с вами, знаем это золотое правило, что весь закон, содержится именно в этих двух заповедях: что мы призваны любить своего Бога и должны любить ближних вокруг себя. Ближний это тот, кто рядом со мной сейчас. И мы должны помнить, вот о чем, что такое любовь, многие из нас с вами не понимают, воспитанные на сентиментальных романах 19-20 века, воспринимают любовь, как некое чувство, пылкую страсть, что совершенно, естественно не верно. Любовь, о которой говорит Христос, Он является нам примером этой любви.
 
Он видит вокруг себя врагов, даже своего предателя, и при этом Он любит всех, Он идет на крест, Он умирает за всех нас, ни разу никого не проклиная и не угрожая ничем никому. Он просто молится за весь мир и говорит «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят.» И все ученики Христовы, поступают точно также, наш святитель Лука исповедник Архиепископ Симферопольский, делал операции, спасал жизни, а такие же точно церковники и фарисеи отвлекали его от проведения операций, мешали ему заниматься, тем, что он делал. Если бы его не ссылали в Бурханский край, не гоняли по ссылкам, сколько научных открытий он смог бы еще сделать…
 
И так можно говорить о многих людях, каждый из святых следует за Христом. Мы с вами помним святоотеческий принцип, который можно изобразить геометрически, объясняя сегодняшнюю заповедь Христа.  У Авва Дорофея, он объясняет: Мир -это  круг в центре- Бог, чем ближе мы к друг-другу, тем ближе мы к Богу, чем дальше друг от друга, тем дальше мы от Бога. будем помнить об этих заповедях Христовых. Будем помнить, что любовь-это в первую очередь жертва, Это умирание на кресте за наших ближних. Любовь к Богу это полное доверие Ему. Это не боязнь ничего, это следование Ему. Тот, кто со Христом, тот всегда будет в блаженстве, в его душе всегда будет мир и спокойствие, тишина. Тот же кто с дьяволом, дьявол всегда его продаст, всегда в его душе будет не спокойствие, а отсутствие мира. Такие люди по-настоящему несчастны. С праздником, дорогие братья и сестры!
 
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского г. Екатеринбург

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка