В сегодняшнем Евангельском чтении Господь еще и еще раз поучает правильной молитве. Мы с вами слышали чтение о том, что Христос заходит пределы Тирские и Седонские, то есть на земли населенные язычниками. И к Нему за помощью обращается ханаанка, женщина из племени ханаан. Мы с вами помним, что, когда Моисею было сказано идти в землю обетованную и когда Иисус Навин вступал в эту землю, ему необходимо было уничтожать, в первую очередь, именно ханаанский народ, это люди, которые пребывали в язычестве и иудеи с ними, естественно, старались не общаться.
И здесь мы видим пример, которому учимся сами, и которому учатся поколения многих и многих христиан, как стяжать дар правильной молитвы. В этом коротком повествовании мы находим образец, как именно мы призваны обращаться к Богу. Сначала жена кричит, умоляет Христа, обращается к Нему, называя Его Сыном Давидовым, указывая этим, что она почитает Христа как Пророка, видимо, скорее всего, как это присуще языческим женщинам, эта жена раньше обращалась к своим волхвам, колдунам, пыталась с помощью магии решить свой вопрос, естественно, у нее этого не получилось, и вот, она обращается к этому известному Пророку из Иудеи.
И начинает громко вопиять и громко упрашивать Христа исцелить ее дочь, которая беснуется, а Он идет и ничего ей не отвечает. Это поразило, даже Его учеников, которые, отнюдь, не переживая за эту женщину, просят Христа, чтобы Он уже хоть что-нибудь ответил ей, чтобы она отстала уже, настолько громко женщина кричит, что мешает им спокойно идти. И Христос говорит, что пришел в мир спасти, прежде всего своих овец, то есть спасти тех, кто в Израиле, и когда жена хананейская продолжает неотступно умолять Христа спасти ее дочь, Господь говорит, что нельзя подавать хлеба, который положен детям псам, если мы с вами посмотрим на греческий перевод, там Он говорит более мягко: маленьким собачкам, щенкам. На что со смирением жена ханаанская говорит, но и собачки питаются крошками, которые падают со стола господ, тем самым, жена хананейская являет пример истинного смирения.
Теперь, давайте обратимся к нашей в вами жизни, что часто делают люди, наши современники. Когда у человека ничего не болит или когда у человека сложно с интеллектом и он ни о чем не задумывается, живет как животное поспал, поел, расплодился и так далее. Пока у него не появится ничего похожего на совесть, он ходит радуется жизни, или наоборот не радуется, ходит и не о чем не задумывается. Потом появляется нечто напоминающее совесть или позывы к интеллекту, узнать для чего я живу, или чаще бывает случается то, что мы с Вами называем горем, тогда человек начинает задумываться почему, вдруг меня постигла такая болезнь, почему у меня что-то не получается. Тогда человек и решает обратиться к Богу.
И часто, многие люди к сожалению, не учатся у жены хананейской, считают, что если они только обратились к Богу, Он им обязан со стопроцентной гарантией им ответить, все сделать для того, чтобы исполнить любое их желание. Данные люди в храм приходят не как в лечебницу, не как в то место, где пребывает Бог, а как в салон ритуальных услуг, говоря современным языком, я Тебе Бог свечку ставлю. Или какую-то копейку кину, а Ты мне обязан, в краткие сроки решить мою проблему.
Естественно, что Бог — Творец, и не нужно путать понятия тварь, сотворенное существо и Бог и к Нему надо обращаться с благоговением не так. Учиться у жены хананейской нам следует тому, что даже если мы со смирением, правильно к Богу обращаемся, просим какой-то помощи, то совершенно не факт, что Господь нам ответит сразу же. Из опыта молитвы мы с Вами знаем, что Господь нас слышит, Бог нам помогает, но также бывают ситуации, которые мы должны просто пережить, иначе не сможем стать христианами.
Люди очень часто обращаются к священнику с таким вопросом: «Почему я прошу Бога, но Он мне это не дает, почему я хочу то или иное, а этого не случается?» Естественно, тот кто живет христианской жизнью сразу даст этому человеку ответ, ясно, что не все нам полезно, что мы просим, не всегда мы общаемся с Богом со смирением, а пытаемся требовать что-то от Него. Господь, видя ту или иную нашу просьбу, если она полезна для нас, естественно дарует нам это благо. Все христиане, в принципе, призваны думать о нетленном, о вечном и тому, кто молится об этом Господь всегда посылает ему . Если человек просит тленного, ненужного, вредного себе, то такого Господь, естественно, ему давать не будет.
Давайте приведем пример, когда люди обращаются к Богу, чтобы стяжать дар смирения, и потом, удивляются, что им становится так сложно жить, почему их уязвляют, не слушают, почему не считаются с их мнением, почему нужно ухаживать за больными родственниками, которые становятся как дети, или почему дети непослушные. Каждым шагом, Господь создает нам условия, необходимые для нашего спасения. Если в течение нашей жизни мы не сможем быть причастными Богу, то и Царствие Божие для нас будет закрыто, что-то вытребовать у Бога невозможно, можно или идти к Нему, изменять себя или наоборот идти от Него по пути деградации и вечной смерти.
Если мы живем по своей воле, то ни блаженства, ни гармонии, ни счастья у нас не будет. Если мы учимся служить ближним несмотря ни на что, ухаживать за своими престарелыми родителями, за больными, благодаря этому мы получаем идеальные условия для видения своего несовершенства и исправления своей жизни.
Поэтому стоит помнить такой контраст между смиренной верой женщины хананеянки и гордыми самовлюбленными фарисеями и книжниками, которые считали себя лучше других, которые постоянно пытались уязвить Господа, спровоцировать Его на что-то, тем не менее, братья и сестры, стоит помнить об этом примере, в этом евангельском рассказе, когда, казалось бы мы просим у Бога очень полезного для нас, для нашей души, для наших ближних и Господь нас не слышит, потому что Он воспитывает в нас долготерпение и смирение. И когда Господь видит наше смирение, Он дарует все потребное для нашего спасения.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка