С праздником, дорогие братья и сестры! С продолжающимися Святыми Днями!
В Евангелии изложены те события, которые нам необходимо знать для нашего спасения. Так, в сегодняшнем Евангелие, нам повествуется о том, что произошло после Рождества Христова, но, затем, мы мало знаем о том, как воспитывался Господь, кроме момента, когда он был в Иерусалимском храме в возрасте двенадцати лет, а потом мы уже видим Его вышедшим на проповедь. Но сегодняшнее повествование очень важно для нас, потому что Церковь не зря почитает и прославляет Иосифа Обручника.
«Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф., 4 зач., II, 13–23.)
В нашей стране, где очень много безотцовщины и матерей одиночек, очень часто принижается понятие отца, а вот даже мнимый отец, фиктивный муж Богородицы — Иосиф нес свое послушание и сделал все для того, чтобы помочь пришедшему в мир Богу Слову, обрести в своем семействе мир, тишину, спокойствие и согласие. Очень часто, читая Евангелие, мы даже не задумываемся о том, что там написано, не зря Святая Церковь учит нас обращаться к толкованиям святых отцов, потому что мы с вами не знаем ни традицию, ни культуру того времени, когда жил Спаситель, и очень многие вещи для нас совершенно непонятны.
Давайте, сейчас задумаемся о том, о чем нам повествует евангелист Матфей. Когда ко Христу пришли волхвы и поклонились Ему, как мы с вами говорили в праздник Рождества Христова, и принесли Господу в дары: золото, ладан и смирну, то они удалились, а царь Ирод, узнав о том, что родился будто бы претендент на его престол, боясь за свою власть, решил потопить в крови целый город Вифлеем, узнав о том, что волхвы не вернулись к нему и не сообщили, где родился Господь. Представьте себе такую ситуацию: сколько потребовалось веков и даже тысячелетий, чтобы пришел Христос в мир. Должны были появиться, те первые христиане, которые не только будут слушать учения Иисуса, не только Его примут, но и будут помогать ему совершать первые шаги по этой земле, порабощенной грехом.
Представьте себе ситуацию: во время Рождества Христова мы с вами уже говорили о том, что Иосиф уже стал христианином, потому что вопреки закона Моисеева, он решает тайно отпустить Деву Марию, узнав о том, что она беременна и не желает сообщать в храм об этом. Потому что согласно закону Моисееву Деву Марию должны были побить камнями, но Иосиф Обручник понимает, что даже если что-то случилось не так, пусть лучше спокойно, тайно молодая жена уйдет и останется в живых. После этого, в награду ему, Господь открывает во сне, что будущая Божья Матерь зачала безмужно от Духа Святого, и, что ребенок, который родится, будет особым младенцем.
Представьте себе такую ситуацию: в свое время Иосиф Обручник берет себе в жены молодую девушку для того, чтобы ее сохранять и надеется на спокойную старость. Многие из нас с вами прожили жизнь, кто-то сложную, кто-то не очень, кто-то надрывался на производстве, нес какие-то ответственные послушания, спасал жизни, а кто-то сидел в кабинете, ставил печати и ничего не делал, но тем не менее, к концу жизни у кого-то получилось стяжать семейную жизнь, родить и воспитать детей и сейчас у него уже есть внуки, другой же жил для себя, гулял, отдыхал и сейчас, к сожалению, одинок.
Но чего хотят все на старости лет? Чего желают язычники и не верующие люди друг другу?
Спокойствия, стабильности, выслуги лет и так далее. И Иосиф, естественно жил в том время, когда не было еще никакой пенсионной реформы, но у него от первого брака уже подросли дети и он думал, что сейчас будет спокойно в старости пожинать плоды своей праведной жизни, молиться Богу, по праздникам ходить в храм, в общем жить как все старики, которые честным трудом заработали себе на жизнь, воспитав детей, то есть будущую пенсию древнего мира.
Но получается так, что бедный Иосиф, с родившей только что Девой Марией, мы с вами помним, что не нашлось даже места для Бога у нас на Земле кроме как в хлеву, среди навоза. Это описывается ситуация того, в каком падшем и пораженном грехом мире мы живем. Затем, Иосифу открывается от Бога, что необходимо спасти только что родившегося Бога-младенца, так как Ему угрожает опасность, Его разыскивают иудейские спец службы, желая убить, потому что дьявол ненавидит Бога и весь мир сплотился против Него, желая уничтожить. И молодой, только что родившей девушке — Марии и старику Иосифу приходится срочно эмигрировать в Египет. В то время не было самолетов, не ходили паромы, не ездили поезда и направлялись они ни в Хургаду, ни в Каир, а им необходимо было как-то проникнуть в Египет. Именно в этом случае и помогает то золото, которое приносят в дар волхвы. То есть, в Евангелие это излагается не просто так и мы видим, что помощь всегда приходит от людей, и всегда находятся те, кто помогает Спасителю расти и выжить избежать уничтожения. И уже в Египте, Иосиф и Пречистая Дева узнают, что устроена резня в Вифлееме. Очень часто, правители или начальники, желая остаться у власти и сохранить свое кресло, престол уничтожают все вокруг, зачищают территорию. Так делал и гениальный менеджер — товарищ Сталин, зачистив вокруг оппозицию и уничтожая всех, так делали многие правители. Также поступает и Ирод, если бы та страна до сих пор существовала, в учебниках истории написали бы, что он желал сохранить чистоту нации, победить римских завоевателей и для этого нужно было уничтожить претендента на престол.
Происходит кровопролитие, уничтожается родившиеся недавно в Вифлееме младенцы ,их память мы совершали вчера, в субботу по Рождестве Христовом. Мы видим насколько мир погряз в грехе, что для человека нет ничего святого, потому что как можно ради удержания власти уничтожить сотню, тысячу ни в чем неповинных младенцев. Тем самым, принесенные в жертву, дети отсрочили поиски Спасителя, Ирод успокоился и Христос смог возрастать и, затем, по повелению Божию, Иосиф с Богородицей возвращаются обратно в страну. Узнав, что Ирод уже умер, но остатки его агентов еще угрожают жизни Иисуса, они удаляются в далекую провинцию — Галилею.
Галилеян иудеи всегда считали провинциалами, это было Богом забытое место, примерно, как для россиян Дальний Восток. И когда, в будущем люди слышат о Христе и узнают о том, что он из Назарета, многие так и смеются, может ли что-то доброе быть из такой провинции, как Назарет.
Поэтому, переживая эти Святые дни, будем помнить также и об опыте истинного отцовства ,мнимого отца Христова — Иосифа Обручника, который не только смог сохранить Пречистую Деву, не только спасал жизнь Богомладенца, но и создал вокруг себя, в своей семье настоящий уют, защиту и маленький, тихий уголок для возрастающего Спасителя. Для Господа, которого ненавидел и сейчас ненавидит весь мир, которого хотели уничтожить, в раны которого и сейчас пытаются забивать гвозди все ненавистники Церкви Христовой. Поэтому, будем иметь перед собой такой образец истинного Святого Семейства и среди невзгод нашего мира тоже будем стараться создать из наших семей малые церкви Христовы, чтобы наши дети были окружены от злобы этого мира и в воспоминание о родившемся Богомладенце Христе, будем молиться Богу о том, чтобы он и нам помог создать наши христианские семьи.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка