Видео Настоятель Новости Проповеди духовенства

Воскресная проповедь в 23-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине

«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». (Лк., 53 зач., X, 25–37.)

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу о милосердном самарянине. Эта притча лежит в основе христианской этики. Всем нам с вами известно, о чем спрашивает Спасителя законник, искушая Его, то есть провоцируя Христа на неправильный ответ: «Какая есть первая и наибольшая заповедь?» «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».(Лк., 53 зач., Х, 27) 

Если в наше время спросить у людей какие из десяти заповедей Моисея они знают, чаще всего приводят, именно, эту цитату из Ветхого Завета, если же мы спросим чуть поглубже, то обычно называют VI, VIII и VII. 

Не убий

Не укради

Не прелюбодействуй 

На этом все познания заканчиваются…

Что особенного в сегодняшнем Евангельском чтении?

Христос приводит законнику пример милосердия, объясняя своему ветхозаветному современнику, кто такой ближний. Дело в том, что нам с вами сейчас, это может быть чем-то удивительным, мы живем в эпоху Христианскую и слышали, что ближний — это тот человек, который рядом с нами. Для иудея, современника Христа ближним считался, как правило, в лучшем случае Иудей, если хуже, то самый ближний из родни, тот, кто находится рядом в общении, окружении равный по социальному статусу. Многие Иудеи даже заповедь Божию: «Не возлюби жену ближнего своего» воспринимали не иначе, что нельзя любить ближнего своего брата Иудея, а к язычникам считали, это отношения никакого не имеет. 

И Христос приводит законнику, выступающему провокатором, уязвляющим Господа, притчу о том, что некий человек шел из Иерусалима в Иерихон. В церковнославянском тексте более четко говорится о том, что человек сходил (в Иерусалим-прим.), то есть спускался вниз из горнего Иерусалима в низину Иерихонскую. Мы с вами знаем, что Иерусалим находится на горе — это образ Небесного Царствия. В древности, наши с вами предки, ставили храм на высоком месте и для того, чтобы прийти в храм нужно было потрудиться. Дорога из Иерусалима в Иерихон спускалась с горы вниз, сама она длилась около 27 километров и называлась «Красной» или «Кровавой». Это был путь, кишащий разбойниками, поэтому идти по нему было очень опасно. 

Еще совсем недавно, в 90-е годы прошлого века и в нашей стране, куда-то ехать по Федеральной трассе было очень опасно и без пистолета или автомата двигаться по ним было нереально, так как можно было все потерять. Сейчас, слава Богу, порядок восстановлен. 

Христос приводит законнику три примера людей, идущих по этой дороге. Священник, который спускается вниз из храма. Это значит, что священник, как и левит уже отслужили. Если бы Господь описывал путь священника и левита вверх в Иерусалим, то есть они готовятся к службе, как вот мы с вами готовимся к Причастию: перед которым нам нельзя ни с кем ругаться, мы должны настроиться на мирный лад, примириться с ближними, сугубо помолиться и с мирным устроением души,  идти в храм. В Ветхом Завете, духовенство не имело право оскверниться перед богослужением, если бы вдруг пострадавший от разбойников оказался бы мертвым, потрогав его священник и левит не имели бы права участвовать в богослужении, как осквернившиеся и им надлежало очищаться от осквернения (прикосновения к мертвому телу). Здесь же, именно, Христос указывает, что представители ветхозаветного духовенства шли уже после богослужения. 

Что он описывает?

Тоже интересный момент, в русском тексте это не совсем отражено, там говорится о том, что священник, увидев лежащего человека, раненого, переходит на другую сторону дороги и идет дальше, чтобы вообще никак не соприкасаться с какими-либо чужими проблемами. Левит оказался несколько благочестивее священника, он остановился посмотрел и пошел дальше. Законник ждал, что дальше пойдет настоящий или Фарисей или его коллега по цеху, тоже законник, человек, изучающий писание, но Христос приводит в пример совершенно чуждую личность — самарянина. Для Иудеев, как мы прекрасно знаем самаряне были хуже язычников, как говорится в русской поговорке-ни рыба ни мясо, то есть они не были ни язычниками, ни полноценными людьми, соблюдающими закон Моисеев, эти люди были полу язычники и полу иудеи. И именно такой человек, останавливается около израненного человека, не боясь новых нападений, совершает деяния, которые в современном Христу обществе считались признаками самой цивилизованной и современной медицины, а именно он обеззараживает рану вином, то есть применяет антисептик и возливает елей на рану, чтобы ее обмочить, это были самые лучшие лекарства того времени, для предотвращения заражения крови. 

Что делает дальше самарянин?

Он садит пострадавшего на свой скот, приводит в гостиницу и оплачивает сумму, примерно равную плате за 24 дня проживания в гостинице. Более того, затратив время, испачкав себя и свой транспорт, самарянин говорит начальнику гостиницы, что если на человека, пострадавшего от разбойников, будет потрачено больше, то он компенсирует ему все расходы, когда будет идти обратно. Причем, самарянин шел в Иерусалим и привел пострадавшего в горнее место.  

О чем эта притча?

Если мы возьмем святоотеческих аллегории, то образы всем понятны: самарянин — это Христос, пришедший в наш израненный грехом мир, каждый из нас лежит изуродованный падшими духами, бесами. Мы все лежим окровавленными, страсть изъедает нашу душу и Иисус приходит в этот мир для того, чтобы привести его обратно к Себе — к Богу. Он возливает на наши раны елей — это образ таинства Крещения, возливает вино — это образ Евхаристии, без которого нет жизни вечной и он возводит нас в горний Иерусалим. 

Помимо таких аллегорических образов мы должны понять: Христос указывает законнику, что все стереотипы ветхозаветного человечества рушатся. Раньше мы считали ближними своих друзей, знакомых, своих единоверцев, единокровных людей, а отныне, когда Христос совершит свой искупительный подвиг,  ближним для каждого станет тот, кто нуждается нашей в помощи. На любого человека, обращающегося к нам за помощью, нам необходимо тратить время, оказывая ее, потому что в Евангельском повествовании мы видим, что благочестивый человек остановился, потратил время, заплатил деньги и заботился о пострадавшем. Поэтому христиане обычно помогают друг другу и даже тем, кого обычные люди считают дальними. Можно привести в пример нашего небесного покровителя святителя Луку Крымского, который будучи в ссылках, всегда помогал врагам, излечивая их от болезней, а так же помогал неверующим людям и своей пастве. Ближний — это тот, кто нуждается в нашей помощи, нужно помнить об этом и когда кто-то зовет о помощи, стоит задуматься, что кому-то нужны теплые слова, кому-то  нужно помочь реально. Конечно есть большое количество проходимцев, пытающихся пользоваться помощью добрых людей, обычно таких людей все знают. Это люди, которые в течение 5-6 лет делают операцию ребенку, которого не существует или регулярно уезжают, потеряв билет, в разные города из одного и того же места. Естественно, что мы должны помнить при этом слова святителя Иоанна Златоуста: «Пусть твоя рука сначала вспотеет, прежде чем даст милостыню», то есть нужно понимать, кому мы помогаем. Но тем не менее все мы нуждаемся в помощи друг друга, это касается и аварии, которая происходит на трассе, кто как сможет и сумеет оказать помощь, вызовет или не вызовет специальные службы, ведь большая часть погибших в ДТП умирает до приезда скорой помощи. Также христиане всегда, идя вокруг, смотрят что происходит: вдруг у какого-то человека исказилось лицо и начинается инсульт, можем ли мы оказать ему помощь, на эту тему можно привести еще множество примеров, но главное — чтобы не было такого примера, как некоторые говорят: «Ну будут у тебя проблемы, ты мне позвони, я за тебя помолюсь», когда человеку требуется реальная помощь: кусок хлеба или врачебная помощь. Поэтому будем помнить о том, кто есть для нас ближний и понимать, что иначе нам в горний Иерусалим не попасть, потому что самарянина пускают туда, как человека оказавшего помощь раненому единоверцу, не взирая на то, что он был иноверцем. Так же и мы с вами будем уповать на то, что делая хоть какие-то малые шажки в стону Бога, мы сможем, служа нашим ближним, прийти к Господу.

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

 

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка