«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (Лк., 91 зач., XVIII, 18-27)
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о интересном разговоре некого из начальствующих со Спасителем. Только что, Господь благословлял детей и вдруг, ко Христу подходит некто из начальствующих, кланяется и спрашивает у Господа главный вопрос жизни: «Как спастись?» (Ср. Лк., зач., XVIII, 18).
К сожалению, большинству людей вопрос этот неинтересен и, зачастую, нам с вами тоже, это бывает неинтересно и мы закрываем самое главное, что есть в нашей жизни — вопрос спасения, всякими второстепенными вопросами. Некто из начальствующих, который спрашивает Спасителя, понимает, что если сейчас он не спросит, то больше у него не будет такого шанса задать этот вопрос Богу. В этом вопрошающем начальнике мы можем также видеть самих себя, ведь зачастую, мы с вами знаем ответ на задаваемый вопрос.
Как спастись?
Святая Церковь нас учит, что нам необходимо делать, как нам необходимо исполнять заповеди Божии, как бороться со своими страстями, как идти к Богу, но очень часто, мы не хотим слышать то, о чем нам говорит Христос. Очень часто, мы пытаемся включить защиту и как говорил Блаженный Августин : «Спаси нас, Господи, только не сейчас», то есть, дай нам маленько пожить для себя.
Ответ, который услышал начальник, поразил в том числе и учеников Спасителя и продолжает поражать миллионы учеников Христа и по сей день.
Каков это был ответ?
Христос указывает вопрошающему: «Ты знаешь, что нужно делать: нужно исполнять заповеди Божьи , то есть быть приличным человеком» (Ср. Лк., зач., XVIII, 20)
Чем отличается человек приличный от неприличного?
Тем, что он соблюдает самые основные законы: не прелюбодействует, никого не убивает, не сидит на откатах — это нормальное человеческое поведение. Собственно, для того, чтобы вступить в церковь и нужно сначала стать сначала человеком, выйти из скотского состояния, чтобы затем уже, будучи человеком, реализовывать себя, как настоящую личность, которыми нас задумал сам Бог.
Начальник подтверждает, что он с юности научен родителями вести себя хорошо, слушаться старших, платить налоги, не изменять жене, заботиться о своих родителях и так далее. То есть, как говорят люди, приходящие в церковь, мы и так не имеем никакого греха, живем по закону, никого не убивали, не запойные алкоголики, может даже и не курим, в принципе, практически святые люди.
Но Христос говорит, что все дело в том, что это лишь начало исполнения заповедей Божьих, самая примитивная их часть. Есть такое понятие в церкви, как смертные грехи, так вот те, кто желает спастись, изначально должны отмести это. То есть, не обращаться к колдунам, быть верными Богу, жить в непорочном браке, соблюдать посты и как далее — это все начальный уровень. А Христос говорит о том, чтобы этот человек задумался о главном — о сути спасения. И указывая на то, что недостаточно лишь внешних предписаний, он говорит начальнику, что для Него важно в каждом из нас — наше сердце, как мы внутренне изменим себя. От той борьбы, которая происходит в нашем сердце зависит и то, как будет существовать вся вселенная. В тот момент, когда дьявол борется с Богом в сердце каждого конкретного человека, в это время границы церкви или расширяются, или наоборот сужаются. Когда границы церкви расширяются то быть вором, обманщиком, казнокрадом, гулящей женщиной или мужчиной становится быть немодно, такие люди отходят на периферию христианского общества. Когда границы церкви сужаются, то быть подонком становится нормой, как мы видим сейчас.
Именно об этом и говорит Христос начальствующему: «Если ты хочешь быть совершенным и хочешь спастись, оставь все свое имение, все свое богатство и иди за мной» (Ср. Лк., зач., XVIII, 22).
Что это за имение? Почему эти слова поразили и учеников Спасителя?
Мы с вами знаем, что всякое богатство, оно не праведно и дается нам Богом во временное владение. Вот сейчас, нам дал Господь пожить в четырех стенах, слава Богу, если не дует ветер, греет печка или центральное отопление, мы можем в этом пожить. У кого-то есть обычный пуховик, у кого-то телогрейка, у кого-то норковая шуба, функция одна, и та же. В гроб не кладут ни в телогрейке, ни в норковой шубе. Пришли мы в мир голыми, так же и уйдем.
Христос говорит о том, что богатство-это то, что сдерживает нас здесь на Земле, богатство — это все те препятствия, которые нам не дают идти к Богу. Для бомжа этим богатством может быть ложка или бутылка, для кого-то богатством может быть ржавая, ничего не стоящая машина, для кого-то богатством могут быть капиталы, но каждый человек, живущий на Земле, пытается заслонить Бога какой-либо побрякушкой. У кого-то эту побрякушку можно подержать в руках, у кого-то это лежит в банке, но смысл заключается в том, что пока мы не оставим эту «кожаную ризу», если мы не скинем с себя эту старую одежду, которая нам мешает быть со Христом, то мы ничего не сможем приобрести в этой жизни. Все временное, все земное истлеет, а что переходит в вечность — наш духовный капитал — никто не сможет никогда отнять.
В богоспасаемое советское время, когда миллионы людей сидели в тюрьмах, в гулагах многие вспоминали, как в камерах, где сидели бывшие профессора, духовенство, весь цвет нации, который был уничтожен товарищем Лениным, Сталиным, когда люди не имеющие ничего, люди, у которых отняли все, имели самое главное — духовное богатство и могли часами рассказывать о Христе, вести лекции по истории, по философии. То, что они стяжали, у них уже никто не мог забрать. Иногда бывает так, что и знания наши могут быть тем самым богатством, которое мешает нам войти в царствие Божие и Христос, поэтому призывает всех нас оставить это временное богатство, Он обещает нам, что если мы освободимся от этого балласта, то не проиграем ни в этой жизни, ни в будущей. Более того, после описываемых событий Господь говорит своим учениками, что ему надлежит пострадать. Ученики этого еще не понимают, они стоят по эту сторону креста. Но дело в том, что мы с вами любим восхищаться святыми, смотреть на их благостные лики, но очень часто забываем, что эти святые стяжали мир и благодать святого духа через крест, через страдания. Наш святитель Лука прошел через ссылки, через лагеря для того, чтобы обрести Христа. И многие многие святые пришли к Богу, именно через крест. Апостолы тогда этого еще не понимали, но мы с вами уже знаем, что для того, чтобы быть со Христом и каждый из апостолов претерпит такие же страдания, к которым их призывал Господь. Каждый из апостолов испьет чашу до дна.
Когда Иисус говорит ученикам о том, что с богатством нельзя войти в царство Божие, ученики поражаются и спрашивают: «Кому же возможно спастись?» (Ср. Лк., зач., XVIII, 26). И Господь говорит самые важные слова сегодняшнего Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Ср. Лк., зач., XVIII, 27).
О чем эти слова Спасителя?
Каждый, кто читал Святоотеческое наследие, кто читал отцов аскетов, знает, что исполнение заповедей Божих научает нас смирению. Каждый, кто начинает исполнять заповеди Божии, каждый кто начинает молиться, поститься, но не тем гастрономическим постом, когда можно рыбку, нельзя рыбку, а настоящим постом, который искореняет свои страсти. Помогает исправить нас грешных, лукавых, грязных только Благодать Божья. Именно об этом и говорит Христос, что вы сделайте только первый шаг, прийдите ко мне, все труждающиеся, обремененные и Я успокою вас.
Поэтому будем помнить и когда читаем Евангелие не говорить о том, что некий из начальствующих не стал продавать имение, а мы вот молимся, ходим в храм, причащаемся, мы то лучше этого начальника, но это совсем не так — это Евангелие про нас, поэтому будем помнить к чему призывает нас Христос, чтобы наше бренное «богатство» все ненужное и наносное было оставлено и мы бы могли прийти и обрести Христа.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка