«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк., 85 зач., XVII, 12–19.)
Сегодняшнее Евангельское чтение очень многогранно. Евангелист Лука повествует о том, что ученики попросили Спасителя умножить их веру. В ответ на это Христос объясняет ученикам: даже если предположить, что мы с вами исполним все заповеди, что для человека, в принципе невозможно, мы не должны превозносить себя перед другими, а должны понимать, что просто исполнили то, к чему призваны.
Когда продолжается шествие Господа мимо Галилеи и Самарии в Иерусалим, в одном из селений ко Христу издалека начинает обращаться группа людей, пораженных проказой и они взывают ко Спасителю, крича: «Иисус Наставник! Помилуй нас». (Ср. Лк., 85 зач., XVII, 13)
О проказе мы с вами, к счастью, знаем мало, потому что живем на севере. Это страшная болезнь, присутствующая в странах с жарким климатом, когда человек по сути заживо сгнивает и отпадывают его части тела, конечности. В иудейской традиции, для того, чтобы можно было приступить к общественной молитве, необходимо было собраться десяти мужчинам. Может быть по этому принципу и сбились в кучку эти бедные прокаженные. Понятно, что с точки зрения Моисеева закона, прокаженные не могли ни участвовать в богослужении, ни жить в обществе, потому что болезнь была очень заразная и эти люди были изгоями общества. Поэтому издалека они обращаются ко Христу и взывают к Нему, как к наставнику, то есть они еще не видят в Нем Бога, а обращаются к Нему просто, как к одному из пророков.
Христос говорит им: «Пойдите, покажитесь священникам». (Лк., 85 зач., XVII, 14). И прокаженные люди являют нам пример веры, они не начинают спрашивать какие будут гарантии, зачем им идти к священникам, ведь они же еще болеют. Они просто с верой направляются к священникам и по пути исцеляются. Мы с вами прекрасно знаем, что в Ветхом завете, для того, чтобы засвидетельствовать исцеление от болезни бывшие больные люди должны были показаться священникам и только после того, как священник констатировал факт исцеления им можно было возвращаться к обществу. Таким образом, в стране, находящейся в жарком климатическом поясе, удавалось избегать эпидемий.
Давайте представим себе: что происходит с человеком, который долгое время болеет?
Мы с вами часто на своем примере и на примере наших близких знаем, что когда нам плохо — мы все просим Бога помочь, только Господь дарует нам исцеление или решение какой-либо проблемы. Мы, зачастую, тут же забываем Бога, но все-равно, может быть хоть какое-то мгновение в нашей душе открывается благодарность к Богу, но затем не каждый из нас благодарит Господа.
В данном случае разные толкователи думают по-разному, считают, что девять иудеев просто пошли благодарить Бога Отца, приносить жертвы в Иерусалимский храм, а Самарянину, поскольку он был иноплеменником, дорога в храм была закрыта, говоря нашим языком, он был сектантом, но тем не менее именно данный иноплеменник и являет пример настоящей веры во Христа, как в Бога. Те девять прокаженных просто исцелились для того, чтобы дожить остаток своих дней исцеленными и затем умереть. А один из десяти увидел во Христе не просто пророка и наставника, а Бога, пришедшего во плоти на Землю. Самарянин вернулся, пал, поклонился Ему и Христос говорит: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк., 85 зач., XVII, 14)
Мы с вами знаем, что объективно все от Адама, до последнего роившегося человека перед страшным судом, все спасены кровью Господа нашего Иисуса Христа. Но субъективно, каждый из нас принимает решение нужно ему это или нет, идти ли ему к Богу или не идти. И данный самарянин, видимо, сделал правильный выбор и решил полностью изменить свою жизнь и быть со Христом. Поэтому это Евангелие о благодарности и неблагодарности.
На каждом Благодарственном молебне мы с вами слышим эти слова, однако самое страшное, когда люди неблагодарны: к Богу, друг к другу. Очень много людей совершенно не задумываются о том, как Бог о нас заботится. Господь дарует каждому из нас жизнь, просто так, как дар, Господь каждого из нас призывает к блаженству — редчайшему счастью, но, к сожалению, не всем нам это интересно. Кому-то помогают люди, детям помогают их родители и очень часто, дети ведут себя совершенно неблагодарно по отношению к своим родителям, которые бессонными ночами сидели у колыбели ребенка, затем воспитывали его. С наступлением подросткового возраста, дети начинают хамить, считают, что они центр мироздания и зачастую, только уже к зрелому возрасту начинают осознавать и понимать кто же для них родители. Очень часто, подчиненные не понимают как о них заботится начальство или наоборот не заботится. То есть, везде мы встречаем пример благодарности и неблагодарности, но духовный закон гласит о следующем: человек неблагодарный никогда не сможет быть блаженным и счастливым. Тот человек, которому все не так — это человек несчастный, а тот, кто может благодарить, действительно, готов и к принятию благодати Божьей. Благодарить можно словом, делом, помышлением и всегда нужно об этом помнить, потому что самое страшное — быть неблагодарным.
Христос пострадал за нас, Он пришел в этот мир, был изгнанником и человеком, который нес, в основном, только тяготы нашей жизни. Господь принял на Себя все наши с вами грехи, последствие нашего грехопадения, а мы за это все время неблагодарны Ему, мы все время ропщем. На исповеди очень часто приходится слышать просто констатацию факта того, что с пожилыми людьми, будь то родители или бабушки, дедушки невозможно общаться, всем они недовольны, все вокруг плохо, правительство плохое, климат плохой, все вокруг нехорошие и только они одни бедные-несчастные — самые лучшие.
И об этом нужно задуматься, потому что святые отцы говорят нам, что мы рождены в мир и живем здесь, будучи странниками и все дело в том, с какой стороны креста мы находимся или мы подобно благоразумному разбойнику понимаем, что все скорби, которые случаются в этом мире по нашим грехам и преодолевая разные небольшие проблемы, мы, обращаясь к Богу благодарим Его и радуемся тому, что Господь здесь, в этой временной жизни благословляет нас разными испытаниями, чтобы мы хоть как-то могли загладить наши грехи. В этом случае, мы идем ко спасению, ко Христу. Но, к сожалению, очень часто мы и большая часть человечества, стоит по другую сторону креста, вместе с распинателями, с неразумным разбойником, понижая Христа, крича и топая ногами на Бога, воспринимая болезнь не как средство ко спасению, а как что-то нежелательное для нас.
Такие люди, к сожалению, будучи неблагодарными и недовольными всем, ничему не радуются и уже здесь, в этой жизни, они начинают стяжать ад и смерть лишь переводит их в то состояние, которое они всю жизнь обретали и к чему они стремились. А Христос, уже после исцеления прокаженных говорит: «Царствие Божие внутри вас есть», поэтому если мы будем стяжать дух мирен и пытаться исполнять заповеди Божии, если мы будем благодарны Богу за то, что Он дал нам все необходимое для спасения, то в этом случае, мы будем блаженными и счастливыми людьми и дай Бог нам к этому стремиться!
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка