Неделя перед Рождеством Христовым называется неделей Святых отец и в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим родословие Иисуса Христа.
«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф., 1 зач., I, 1-25.)
Неделя перед Рождеством Христовым называется неделей Святых отец и в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим родословие Иисуса Христа.
Именно из первой главы Евангелия от Матфея мы узнаем, что будущий воплотившийся Сын Божий будет именоваться Иисус Христос. В переводе с еврейского Иисус — спаситель, а Христос переводится с иудейского языка, как Мессия, Помазанник. В Ветхом завете помазывали на царство царей, на пророческое служение пророков, на первосвященническое служение первосвященников и Христос явил в Себе также три вида этого служения: Царя, Пророка и Первосвященника.
В родословии Господа мы можем слышать знакомые нам имена, такие как: Авраам — отец верующих, Исаак, Иаков, всем известный царь Давид, также мы можем слышать те имена, которые узнаем только в силу того, что долгое время ходим в храм и каждый раз слышим их перед Рождеством Христовым.
Помимо Божией Матери, в родословии Христа мы встречаем еще имена четырех женщин, которые были не совсем благочестивые, но входят в историю и являются также прародителями Господа. Это: Вирсавия, Руфь, Раав, Фамарь, однако при этом мы не видим имена трех царей, правивших с 884 по 810 годы до Рождества Христова, которые впали в идолопоклонство, обесчестив этим поступком и себя и Израиль, поэтому все они не внесены в родословие.
Однако, мы можем слышать имя Манасии, царя, по приказу которого был умерщвлен Исаия, но, поскольку, перед смертью этот царь покаялся, принес слезы покаяния перед Господом, то он также входит в родословие.
Что такое родословие?
Родословие — это то, что включено в Евангелие, то есть в Книгу Жизни. Родословие — это не что-то дальнее, но Христос, призывая каждого из нас в Церковь и к Себе, также вписывает каждого из нас в Свою Книгу Жизни. И от нас с вами зависит, братья и сестры, будем ли мы включены в эту Книгу навсегда, будем ли мы со Христом, будем ли мы участвовать в истории Евангелие и Христианства или же мы отпадем от Христа и уже без покаяния никогда более не возвратимся в эту Книгу Жизни. То есть, Книга Жизни пишется прямо здесь и сейчас, и каждый из нас с вами может поучаствовать, потому что Христос призвал каждого из нас к жизни.
В евангельских событиях сегодняшнего дня уже дышит праздник Рождества Христова, мы уже слышали события, которые предшествовали этому дню, мы слышим, что Божия Матерь была обручена праведному старцу Иосифу, дело в том, что в Ветхом завете женщина должна была быть кому-то обручена и быть замужем для того, чтобы у нее был ребёнок, иначе бы ее не приняли, как благочестивую, хорошую женщину. Поэтому Иосиф вступает в так называемый фиктивный брак для того, чтобы охранять девство Богородицы. Мы с вами знаем, что к моменту обручения он был вдовцом и имел детей от первого брака, именно об этих братьях, мы слышим со слов Евангельских, потому что и по поведению видно, что они относились к Иисусу, как к младшему брату. Мы знаем о том, что Святая Церковь и мы с вами веруем в то, что дева Мария, пребывает Приснодевой, то есть до Рождества, в Рождестве и по Рождестве Богородица пребывает девственницей. В Евангелие также указывается, что это чудо совершается сверхъестественным образом безмужно.
Дева во чреве приимет и родит сына и нарекут имя ему Иммануил, что значит — с нами Бог. На Рождественском богослужении мы с вами будем слышать пение из Великого повечерия, гимн Христианский, он так и называется — «С нами Бог». Каждый год мы ожидаем этого торжественного гимна и, затем, все святые дни вплоть до Крещения Господня, мы также слышим эти великие слова.
В переводе этого фрагмента с греческого языка стоит слово Парфенос (παρθένος) — девственница, в Еврейском варианте этого текста стоит слово «Альма» (עלמה), оно означает женщину, готовую стать матерью, то есть, это может быть и девушка на выданье и жена, способная родить. По церковному преданию, когда один из семидесяти двух толковников — Семион Богоприимец переводил это место из пророка Исаии, он сомневался как перевести слово «Альма» и ангел Господень внушает ему перевести это слово, именно, как девственница, что это, действительно, чудо, знамение, особое место.
Поэтому слушая перечисление имен год за годом, они становятся нам все ближе и роднее. Если человек открывает Евангелие в первый раз, он старается пропустить эти первые семнадцать стихов, где встречаются непонятные имена и поколения и читает дальше, а для человека, который живет в церкви, эти имена становятся родными и знакомыми. Поэтому будем помнить о том, что Евангелие творится прямо сейчас и будем молить Господа о том, чтобы Он также оставил нас в Книге Жизни и чтобы мы продолжали историю того, как Христос воплотился, пострадал за нас здесь на Земле, как Он победил грех и как всех Он призвал в Свое Царство.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка