Святой пророк Илия — один из величайших пророков, родившийся за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Он происходил из колена Ааронова, большинство представителей которого были священниками и традиционно были значительно более религиозны и богобоязненны, чем остальные израильтяне. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, с младенцем Илией разговаривали ангелы, предвосхищая его великую миссию. Возмужав, святой пророк Илия действительно стал пламенным ревнителем веры и благочестия, посвятив себя Единому Богу. На это указывает и само имя Илия, которое с древне-еврейского (Элийя́ху) переводится как «Мой Бог – Яхве».
Пророческое служение Илии происходило во времена правления израильского царя Ахава (874-853), когда, после смерти царя Соломона (931 год до Р.Х.), государство разделилось на два царства: Иудейское – со столицей в Иерусалиме и Израильское – со столицей в Самарии. Ахав женился на дочери финикийского жреца Иезавели, которая исповедовала иную веру и при этом была женщиной внешне прекрасной и обольстительной, умной, властной и коварной.
Для укрепления собственного влияния, сразу после воцарения на троне, она начала решительную кампанию по уничтожению истинной веры и подмене ее на культ идола Ваала. Ахав, в ослеплении чувств к жене, после недолгих колебаний принял языческую религию и не препятствовал действиям царицы, по приказу которой алтари Бога народа Израиля были разрушены, а Его служители перебиты. Таким образом, в Иудее в какой-то мере еще сохранялось прежнее благочестие, но практически все Израильское царство, по примеру царской семьи, очень быстро отказалось от веры отцов и перешло в язычество.
Святой пророк Илия, повинуясь воле Божией, смело обличал идолопоклонство и нравственную распущенность, которые стремительно — как заразная болезнь — распространялись в Израиле.
Илия, не страшась угрозы плена и казни, пришел к царю и, глядя ему в глаза, обличил его в потакании грехов, которые ведут богоизбранный народ к верной гибели. Ахав оказался глух к пророческим словам. Тогда Илия объявил, что в наказание за беззакония израильтян Господь пошлет им страшную засуху, которая прекратится только по молитве пророка: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему». (3 Цар. 17, 1) Сказав это, Илия ушел от Ахава, а спустя короткое время в стране началась сильнейшая засуха, которая длилась три с половиной года и превратила некогда цветущие земли в выжженную пустыню.
Сам пророк, по повелению Божию, укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо.
Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Примерно через год от сильнейшей засухи высох и поток Хораф, и Илия устремился прочь, подальше от проклятой земли. Через некоторое время он пришел в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую и попросил убежища у бедной вдовы, которая пожалела измученного странника и оказала ему гостеприимство, хотя сама со своим семейством находилась в крайней нужде. Вдова, видя страдания умирающего от истощения Илии, испекла для него хлеб, истратив на это последние запасы муки и масла, и ее самоотверженность не осталась без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.
Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Вскоре Господь послал новое испытание бедной вдове: скоропостижно скончался ее сын. Безутешная мать, горячо уверовав в силу молитвы святого праведника, умоляла Илью вернуть к жизни ребенка. Глубоко скорбя вместе с ней о страшной потере, Илия многократно возносил молитвы Господу у постели бездыханного мальчика, и произошло чудо — ребенок воскрес (3 Цар. 17:17–24).
По прошествии трех лет засухи Господь вновь послал святого Илию к Ахаву возвестить о Божьей воле к народу Израильскому.
Илия и пророки Ваала
По словам пророка, засуха прекратится после «испытания веры», для чего он позвал жителей Израиля и всех жрецов Ваала на гору Кармил, что на побережье Средиземного моря. Там были сооружены два жертвенника, и святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о снисхождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но все было тщетно.
Тогда к молитве приступил святой пророк Илия, приказав перед этим обильно полить жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила ров вокруг жертвенника. После того, как Илия обратился с горячей молитвой к Истинному Богу, с неба тотчас сошел огонь и сжег не только приготовленную жертву, но и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия, ревнуя об исполнении Закона, приказал схватить жрецов Ваала и собственными руками умертвил их у потока Киссова. После совершенных деяний по молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
Бог показал себя во всей Свой славе, и Пророк Илия ожидал, что народ Израиля наконец-то обратится к истинной вере. Но этого не произошло. Узнав о казни жрецов, Иезавель воспылала гневом и приказала схватить и уничтожить Илию. Слабовольный Ахав вновь стал на сторону жены.
Пророк Илия вынужден был вновь бежать из страны. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия по безлюдной пустыне и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Илия был в сильнейшем изнеможении и отчаянии. Он умолял Бога избавить его от тяжелой ноши, возложенной на его плечи, и просил смерти: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).
Когда Илия, в надежде услышать Господа, подобно Моисею поднялся на гору Синай, Бог послал ему утешение и укрепил дух, открыв, что путь земной его еще не закончен, ибо есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом и почитают истинного Бога. Для их спасения Илия должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.
По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.
Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.
Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.
Воскресение Христово
Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.
Пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо
По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5:24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «…затворити небо, чтобы не шел во дни пророчествия их» (Откр. 11:5). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным (Откр. 11:11).
Святой пророк Илия почитался славянами еще до крещения Руси.
Церковь Пророка Илии в Киеве, X век
Первый храм в его честь был построен в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.), и этот храм был главным — соборным — как повествует Нестор-летописец. В столице Византии Константинополе также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась специально для богослужений крещенных русских людей, которые во множестве служили при дворе императора, и о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году. После Крещения Руси в 988 году храмы в честь пророка Илии возводились по всей стране.
***
«Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»
Митрополит Иларион (Алфеев)
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка
Оставьте комментарий