Основатели славянской письменности, горячие проповедники веры Христовой святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий родились в городе Фессалоники (славянская Солунь, ныне г. Салоники в Греции). Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
В большом торговом городе-порте, люди говорили на разных языках и диалектах. Основными были греческий и славянский языки, которыми братья свободно владели с малых лет.
Оба брата получили прекрасное образование. Мефодий, идя по стопам отца-воеводы стал военным, однако, спустя десять лет он постригся в монахи. Младший брат Мефодия, Константин, с юности обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам. По окончании учения Константин принял сан иерея и поступил на службу при соборе Святой Софии в Константинополе. Большой столичный город оказался не по душе молодому священнику, и вскоре он удалился в один из монастырей на черноморском побережье, чтобы жить в уединении и молитве.
Но спустя некоторое время талантливого образованного проповедника пригласили в высшую Константинопольскую школу, где он некоторое время вел занятия по философии. Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направили Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обратил в христианство многих болгар. По возвращении на родину Константин вновь удалился в монастырь — к брату Мефодию. В 860 году византийский император направил обоих святых братьев в хазарский город Корсунь (древний Херсонес, современный Севастополь), для евангельской проповеди. Согласно древним летописям, посольство было направлено в ответ на просьбу кагана, обещавшего, если его убедят, принять христианство. Во время пребывания в Корсуни Константин изучил еврейский язык, самаритянское письмо. Там же Господу было угодно, чтобы братья обрели мощи священномученика Климента, папы Римского.
В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император Византии призвал братьев к новому подвигу, и они, с постом и молитвой, отправились в Моравию.
В Моравии с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра святой Константин составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово».
Занимаясь переводом церковных книг на славянский язык, обучению славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке, Константин и Мефодий пробыли в Моравии более трёх лет.
Все это время немецкое духовенство, не желавшее сдавать свои позиции в Моравии, препятствовало распространению славянской письменности и совершению в храмах Литургии на славянском языке.
В поисках правосудия Константин и Мефодий направились в Рим. Папа Римский Адриан II принял их благосклонно, и после того, как Константин передал ему обретённые мощи святого Климента, утвердил богослужение на славянском языке, а переведённые книги приказал положить в римских церквях. По велению папы святой Мефодий был рукоположён в епископский сан.
Находясь в Риме, святой Константин тяжело заболел, и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».
Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.
Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся.
Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит.
Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает.
Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.
Оставьте комментарий