Почитание святителя Луки Крымского

Георгий Константинович Папагеоргиу «Наука и чудо в хирургической практике»

Доклад на Третьей научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки – профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» (г. Железнодорожный, пос. Купавна, 19 мая 2011 г.)

Все мы хорошо знаем, как преуспела медицина в последние годы. Причем, это явление наблюдается во многих ее областях. Теперь технологии обеспечили врачей такой аппаратурой, которая может в деталях показать работу каждого человеческого органа, поэтому врачи могут изучать малейшие нюансы каждого заболевания, понять его и назначить соответствующее лечение. С другой стороны, фармацевтика дала нам возможность получить новые препараты, дающие большой эффект в лечении как обычных болезней, так и считавшихся ранее неизлечимыми…

В хирургии мы с помощью новых эндоскопов и других инструментов, а также при поддержке реанимационной службы дерзаем проводить такие операции, которые в прошлом считались просто невозможными. Результаты этого прогресса в медицине поистине ошеломляющие. Болезнь будет побеждена! Это лишь вопрос времени. И сама природа откроет нам все свои тайны, поклонится величию человека и его гениальным мыслям. Это произойдет не только в области медицины, но и во всех других областях науки.

Человек – венец природы. Он абсолютный ее властитель и пользователь!.. Все можно понять и все объяснить с помощью научных знаний и технологий, все можно исследовать во имя интересов человека. Вот уже казалось, что знания и технологии теперь заменят веру и самого Бога. Это уже нам не нужно! Вера еще есть потому, что не все тайны открыты. Но очень скоро оказалось, что дела обстоят не совсем так, как хотелось бы.

Сама наука (физика, астрономия, биология) убедилась, что чем глубже проникаешь в детали понимания всевозможных явлений, тем более они становятся для нас необъяснимыми, а, в конце концов, абсолютно недосягаемыми для нашего понимания.

Природа очень хорошо хранит свои тайны. Мы знаем, по крайней мере на современном уровне развития науки, что нельзя понять полностью принцип развития материи, а значит, невозможно и точно предположить развитие событий. С другой стороны, современное развитие технологий, которые помогают облегчить нашу жизнь, имеет и свою отрицательную сторону. Оно уничтожает энергетические ресурсы и несет столько изменений в окружающую среду, что под удар поставлено состояние всего климата на планете, а это угрожает самому существованию человеческой цивилизации.

Медицина обладает чрезвычайно эффективными методами, особенно в некоторых своих областях. Но высокие технологии создают и тупики. Достаточно назвать проблему поддержания жизни больного в реанимациях, когда подключенные к искусственной системе питания люди с тяжелейшими расстройствами существуют в полной зависимости от механизмов. Постоянно растет количество неизлечимо больных людей, которых подвергают сверхсложному и очень дорогому лечению, которые лишь продлевают муки человека.

К сожалению, прогрессирующая медицина хотя и победила некоторые болезни, действительно опасные для человечества, но создала методы лечения других неизлечимых болезней, которые продлевают не жизнь, а предсмертную агонию. Наука не победила тление и смерть, как думали раньше, а лишь изменила условия наступления смерти, сделала ее более длительной и более невыносимой. А средства, уходящие на развитие высоких технологий в медицине, в особенности в хирургии, «сделали» статьи расходов на здравоохранение очень высокими в экономике многих государств мира.

Современный врач, сталкиваясь с болезнью, несмотря на помощь высоких технологий, чувствует свою неуверенность. Он часто затрудняется понять и диагностировать тайны той болезни, которая проявляется очень нетипично или стерто. Затруднение у врача связано еще и со сложностью лечения, которое часто бывает не под силу больному или безрезультатным. Это относится в первую очередь к хирургии.

Хирург ежедневно идет на испытание, когда делает операцию. В результате больной может умереть или получить серьезные осложнения, которые создадут большие проблемы в дальнейшей жизни человека. Результат операции предусмотреть нельзя, ибо у каждого больного своя реакция, он по-разному отвечает на вмешательство. Биологические параметры людей столь различны, сложны и так непредсказуемы, что мы никогда ни в чем не можем быть уверены.

Хирург чувствует свое несовершенство, свою слабость перед величием жизни и смерти, перед бездной тайн человеческого организма. Чтобы обеспечить благоприятный исход операции, врач обращается за помощью к Тому, Кто выше его. В этом случае он обратится к Тому, с Кем у него существует личный контакт, основанный на Любви. Я имею в виду связь с Богом, к Которому столь многие из нас прибегали в трудные минуты жизни. Это обращение выражалось в молитве к Богу, Который ведает наше несовершенство и наши ограниченные возможности. И обращение к Богу основывалось на уверенности, что сила Божия может повлиять на ход событий.

Вмешательство Божией силы в ход развития событий тогда, когда мы просим Его с верой, это и есть чудо! Чудо – это не обязательно эффектное упразднение естественных законов природы, чудо – это не что-то кричащее, в чем никто не может усомниться. Господь сам создал законы природы и их уважает. Его вмешательство в ход событий, если можно так сказать, весьма спокойное.

Богу не нужны эффекты, Он не заставляет никого верить в Него. Он просто желает утешить и укрепить тех, кто хочет увидеть то, что стоит за привычными фактами. И чудесное вмешательство Бога обычно происходит так, что Он оставляет тем, кто Его отвергает, возможность признать исцеление болезни делом случая, из ряда вон выходящим явлением или считать его необъяснимым фактом, что, собственно, чаще всего и происходит.

Но есть и те, кто хочет и может распознать присутствие Бога во время серьёзной операции или во время необъяснимого исцеления от тяжёлой неизлечимой болезни, или в результате восстановления после повреждения, которое казалось безнадежным. Любовь Божия может проявиться и явным образом, который отрицает все законы природы.

Так мы видели исчезновение опухолей, возобновление работы больных органов, когда медицина оказывалась бессильной. Господь обычно предпочитает спокойный путь через те возможности, которые дает непознанная природа, понять всё мироздание мы не в состоянии, а потому и не можем что-то точно предполагать. И чем более неясна и непредсказуема ситуация, тем более явным становится вмешательство Бога и Его присутствие.

Действительно, если бы природа открыла все свои тайны и если бы знание наше давало бы точные прогнозы (что с научной точки зрения невозможно), то у нас не было бы свободы надеяться, бороться до конца, верить в невозможное и иногда просить невозможного.

Первое и главное качество, которое уважает Господь в человеке, – это его свобода. Поэтому Христос отказался от искушения сделать из камня хлебы и накормить народ. Потому и совершаемые Им чудеса Он творил только по необходимости и обычно говорил облагодетельствованным им людям, чтобы они ничего не рассказывали об этом. И сейчас в современной жизни Он вмешивается так, чтобы те, кто хочет видеть и имеет открытые глаза, могли увидеть Его деяния, а те, кто не хочет, имеют возможность отвергнуть Его. Жизнь и спасение человека должны быть не только результатом любви Господа, но в равной мере и свободного выбора человека, иначе теряется смысл.

При таком определении чуда можно сказать, что хирургия как наука и чудо как явление могут сосуществовать вместе.

Мы, врачи, ежедневно выдерживаем неравную битву с болезнью и смертью. Мы много раз видели проявление благодати Божией в нашей жизни и в наших деяниях, но, с другой стороны, мы много раз эту благодать игнорировали или просто отвергали.

Золотую середину, которой мы должны держаться в жизни, являют нам Божии угодники.

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривал болезнь как врач, исчерпывая все возможности, которые ему давали науки и медицинские технологии. Но он не останавливался на этом. Он занимался глубокими научными исследованиями и внес столь большой вклад в науку своего времени, что и в Ташкентской больнице, где он работал, и не только там до сих пор используют его книгу по гнойной хирургии.

Мы можем сказать, что его деятельность благословлял Господь. Всегда у него была в операционной икона Божией Матери, и он осенял крестным знамением тело больного перед операцией.

Он удостоился чести стать великим ученым, великим хирургом и великим целителем. И ныне, когда Бог его прославил в лике святых, святой Лука – это посредник между Богом и человеком. По молитвам святого благодать Божия изливается в нашей жизни и тогда, когда мы об этом просим, и даже тогда, когда мы ни о чем Бога не просим.

Я хотел бы рассказать о своем личном опыте работы хирурга и о пережитых мною чудесах, о тех чудесах, которые связаны со святым Лукой. Хочу подчеркнуть, что чудо не обязательно есть факт сверхъестественный и ослепляющий. Когда человек верит и хочет верить, он может различать и принимать чудо как божественное вмешательство в его жизнь, с другой стороны, те, кто не хочет в это верить, отвергают всё. Я вам расскажу два случая.

Первый случай был связан с 40-летним архитектором, которого я оперировал много лет назад. Это была операция по удалению опухоли околоушной (слюнной) железы. Опасность этой операции состоит в том, что в случае повреждения нерва, который проходит через эту железу и отвечает за иннервацию мышц лица больного (веки, губы, щеки), наступает его паралич, и возникают огромные эстетические проблемы, связанные с мимикой лица. В этой конкретной ситуации выяснилось, что нерв был вовлечен в опухолевый процесс в зоне операции. При нашей попытке целиком удалить опухоль нерв неожиданно разорвался. Единственной возможностью для восстановления деятельности нерва было соединение его поврежденных концов. Это можно было сделать очень тонкими нитками, но надежда на возобновление его деятельности была крайне мала. В нашем конкретном случае соединение концов нерва произошло экстраординарным образом. Получилось, что концы сшиваемого нерва слишком натянулись, а это еще больше снизило шансы на успех и надежду на восстановление функции нерва.

Больной проснулся с наполовину парализованным и деформированным лицом. Так как мы с больным были друзьями, а также учитывая его возраст, и я, и многие другие люди искренне молился Богу, чтобы восстановилась работа его лицевого нерва.

Я поехал к старцу Порфирию, который жил тогда в Аттике, и рассказал ему обо всех своих опасениях. Он подумал, помолился и сказал мне: «Все у него будет хорошо. Лицо восстановится, но останется маленький шрам, чтобы ты его всегда видел и помнил об этом случае».

Действительно, через шесть месяцев после выраженного пареза, наконец, восстановились функции всех мышц лица у больного, кроме одного маленького участка под губами. Внешне это трудно заметить, но когда я вижу его, то вспоминаю эту операцию и старца.

Конечно, скептик может сказать, что функция нерва возобновилась сама, случайно, но я, зная всю предысторию этого хирургического вмешательства, зная о нашей молитве и предсказания старца Порфирия, уверен, что здесь речь идет о явном вмешательстве Бога в развитие событий, то есть здесь произошло явное чудо.

Второй случай, о котором я хочу рассказать, произошел с ребенком девяти лет, который 11 июня 2006 года (в день памяти святого Луки) поступил в детскую больницу с высокой температурой. Причина инфекции, с которой он поступил, была неизвестна. Инфекция дала осложнение на сердце и легкие, и через несколько дней положение настолько усложнилось, что 13 июня 2006 года его на скорой помощи отправили в специальный кардиохирургический центр. Там ребенка подключили к системе обеспечения жизнедеятельности (обеспечили искусственное дыхание и кровообращение).

Ситуация была крайне тяжелой и постоянно ухудшалась. Родители мальчика пошли в храм к мощам святого Луки (Войно-Ясенецкого). И когда они возвратились в больницу, двое других людей им рассказали о святом Луке и совершаемых им чудесах.

18 июня родители ребенка поехали в Сагматский монастырь. Им разрешили привезти мощи святого Луки к постели ребенка. В больнице мощи источали сильный аромат. Очень многие люди – знакомые и незнакомые – молились о здравии маленького Федора. Через несколько дней деятельность сердца ухудшилась, и было принято решение об операции. При операции следовало открыть грудную клетку и подключить искусственное сердце для обеспечения кровообращения до того момента, пока не появится донорское сердце.

Операция началась 22 июня в 8 часов вечера. Много священников и мирян молились за ребенка. Через два часа после начала операции хирург вышел и сообщил, что грудную клетку открыли, но операцию делать не стали, так как сердце ребенка необъяснимым образом начало биться само, без всякой поддержки. Больной находился под неусыпным наблюдением на случай, если операция будет необходима. Состояние больного стабильно улучшалось. Быстро отступали симптомы болезни, и врачи этому поражались. Заведующая отделением реанимации сказала родителям, что почувствовала в день операции сильный аромат в операционной и спрашивала, кто принес туда цветы. А никто не понимал, к чему она это спрашивает.

27 июня Федор проснулся от сильного сердцебиения. УЗИ показало, что работа сердца возобновилась почти полностью. Но 9 июля у мальчика опять поднялась температура, но на сердце это не повлияло.

Опять в больницу привезли мощи святого Луки и служили молебен.

13 июля температура спала. Улучшение наступило очень быстро, и 26 июля мальчика выписали из больницы. Деятельность сердца восстановилась полностью. Ребенок ведет себя, как все здоровые дети.

Врачи не могли дать никаких объяснений о течении болезни. Об этом случае сообщили на Международной кардиологической конференции как о «редком явлении».

Здесь каждый может дать свою интерпретацию случившемуся: либо квалифицировать это как «редкий случай», либо как чудо, совершенное по вере людей и предстательству святого Луки.

Я рассказал вам лишь два впечатляющих случая, о которых у меня были конкретные данные. В моей личной хирургической практике существует множество других впечатляющих случаев, которые являются результатом моего личного опыта.

В нашей жизни любовь Божия всегда с нами. От нас требуется только, чтобы мы ощущали ее присутствие. От каждого требуется, чтобы он избрал свой образ мысли и действий.

Как больного мы воспринимаем всесторонне комплексно, всецело (телесно – при постановке предварительного диагноза и лечения, психологически – когда врач участвует в проблеме больного и психологически поддерживает его), так и хирургические методы имеют две стороны: одна – это точное научное и технологическое определение и ведение каждого больного, а вторая – это призывание помощи Божией при лечении больного. Существует надежда на невероятное или даже на невозможное. Она принимает слабость человека, не способного предусмотреть все коллизии лечения. В этой своей слабости человек не только призывает, но и признает помощь Божию, которая подается ему в нужный момент жизни

Георгий Константинович Папагеоргиу, профессор хирургии, заведующий второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы г. Афины «Евангелизмос» (Греция)

Источник: Россия в красках 

Оставьте комментарий

*

code