Проповеди свт. Луки Крымского

Слово в 4-ю неделю Великого поста

«Сие есть тело мое…»

Течет Великий пост. Вы во множестве говеете, а мой долг помочь тому, чтобы великое дело покаяния и При­чащения Святых Таин было для вас делом не формаль­ным только, а вполне сознательным. О покаянии я говорил вам в Неделю вторую Велико­ го поста, а ныне, в Неделю четвертую, со страхом и тре­петом буду говорить о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых. В молитве перед Причащением вы исповедуете: «… Верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя». Да благословит вас Бог за это доброе исповедание, за то, что вы, как дети, не рассуждая, верите в великую тайну Евхаристии.

Только те, кто умалились как дети и без всякого рас­суждения принимают слова Христовы как величайшую и безусловную истину, получают от Причащения Святых Таин жизнь вечную. А те внешние, ушедшие за ограду Церкви, которые верят только в материальное и отрицают все духовное, совершен­но не способны веровать в то, что под видом хлеба и вина нам преподается Тело Христово и Кровь Его. О них сказал апостол Павел: «Душевный человек не при­нимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).

А тайна Тела и Крови Христовых — величайшая тай­на христианской веры. Об этой тайне так говорил Сам Господь наш Иисус Христос в синагоге Капернаумской: «Я хлеб живый, сшед­ший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, кото­рый Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Пло­ти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пре­бывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною… Яду­щий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6, 51, 53, 56-58).

Эти слова Христовы настолько необычайны, что даже многие из учеников Его, слышавшие их, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? (Ин. 6, 60). И с этого времени перестали ходить за Ним. Неужели же и мы уйдем от Спасителя нашего?! Неужели будем добиваться полного понимания вели­кой тайны Христовой?! О нет! Смиримся, как дети, и дерзнем только припод­нять край завесы над этой тайной. Если сумеем это сделать, то оправдана будет наша глубокая вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Таинство Евхаристии установил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечере.

Он взял хлеб, благословил, вознес Отцу Своему молитву благодарения, преломил и раздал апостолам Своим со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» Подобно и чашу с вином благословил и, подавая апос­толам, сказал: «Пийте от нея вcu: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление гре­хов» (см.: Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22, 19-20). Он, Истинный Сын Божий, именует Себя хлебом живым и хлебом жизни. Какой жизни? Конечно, не телесной, ибо для нее нужен только хлеб пшеничный, а хлебом иной жизни — высшей, духовной, вечной.

Хлеб, необходимый для этой жизни, есть Плоть и Кровь Его. На Тайной вечере не Свою подлинную Богочеловече­скую Плоть и Кровь предложил Он есть и пить ученикам Своим, а подал им освященные хлеб и вино и сказал, что это Тело Его и Кровь Его. И эти глубоко таинственные слова Его принимаем мы, как и все слова Христовы, за безусловную истину. Он назвал Себя хлебом жизни, сшедшим с небес, и хлеб, преломленный Им на вечере, истинным Телом Его, а вино, предложенное ученикам, подлинной Кровью Его.

И если бы мы, причащаясь, хотели бы видеть в пресуществленных хлебе и вине вид плоти и вкус крови, то это было бы грехом неверия словам Христовым, кото­рые всегда безусловно истинны, и не только грехом неверия, но и неразумием, ибо не знаем мы подлинной сущности тела Богочеловеческого, которое несомненно обладало непостижимыми для нас свойствами, не раз проявлявшимися при явлениях Его апостолам по Вос­кресении Его из мертвых. Пытаясь проникнуть в тайну пресуществления, долж­ны мы помнить, что тело Господа Иисуса Христа и при жизни Его было не только истинно-человеческим, но и духовным.

Христос вознес молитву Отцу и благословил хлеб и вино, и стали они Телом и Кровью Его. Священник, совершивший Литургию, после многих глубоких молитв благословляет хлеб со словами: «Сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего», а благословляя вино: «А еже в Чаше сей честную Кровь Христа Твоего». И потом благословляет одновременно хлеб и вино, призывая на них силу и действие Святого Духа словами: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь». И Дух Святый пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы, как пресуществил их Сам Господь наш Иисус Христос на Тайной вечере.

И всякий полный веры и благочестия священник произносит слова эти с трепетом и волнением, ибо веру­ет, что в этот момент нисходит на Святые Дары Дух Свя­той и Своей Божественной силой пресуществляет их в истинное Тело и Кровь Христовы. В житии великого преподобного отца нашего Сергия Радонежского читаем, что однажды его ближайший уче­ник Симон видел, как в то время, когда произносил святой эти великие слова, по всему Престолу и вокруг самого преподобного Сергия носился какой-то необыкновенный огонь.

Он быстро двигался над Престолом и, окружив Преподобного со всех сторон, святой этот огонь собрался воедино и вошел в Чашу со Святой Кровью.

Что же, и это не вразумительно?

Да не будет того, чтобы кто-нибудь из вас усумнился в истинности пресуществления хлеба и вина! Если будем всем сердцем верить, что в Таинстве Евха­ристии хлеб и вино истинно пресуществляются в Тело и Кровь Христовы, то сбудется на нас драгоценное слово Христово: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем. С Телом и Кровью Его вселяется в нас Христос и становится единым с нами, и мы пребываем в Нем.

Ибо мельчайшие частицы, молекулы Тела и Крови Его соеди­няются с кровью нашей и приносятся в сердце наше, давая нам жизнь вечную. Преподав на вечере Тело и Кровь Свою апостолам, Господь Иисус заповедал им: Сие творите в Мое воспоми­нание. Им, и только им, избранникам Своим, дал Он власть совершать Евхаристию так, как только что совершил ее Сам. А апостолы эту власть, как и власть проповедовать Евангелие и совершать все Таинства, передали преемни­кам своим, епископам и пресвитерам.

Все крайне многочисленные толки и секты проте­стантства, к которым принадлежат и наши баптисты, евангелисты, адвентисты, не верят в истинное пресуще­ствление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и свое так называемое «преломление хлеба» считают только обрядом, совершаемым во исполнение слов Христовых: Сие творите в Мое воспоминание. Да и невозможно у них Таинство Евхаристии, так как нет у них единственно законных совершителей Таинст­ва — епископов и пресвитеров, получающих благодать Святого Духа в Таинстве священства, ими отвергаемом.

Вот я, как говорил, дерзнул со страхом и трепетом приподнять пред вами только край завесы над великим Таинством Евхаристии. Великая радость будет для меня, если словами мои­ми удалось мне внушить вам глубокое благоговение пред этим великим Таинством и веру в истинность его. Закончу речь свою словами апостола Павла: «Иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня» (1 Кор. 11, 27-29).

Особенно эти последние слова Апостола запомните: Ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет. Со страхом внимайте и словам священника, которые он произносит после благословения хлеба и вина призы­ванием Духа Святого: «Святая Святым!» Ибо слова эти значат, что великая святыня Тела и Крови Христовых предназначена только для святых, получивших в весьма важном Таинстве глубокой испо­веди разрешение и отпущение своих грехов. И с покор­ностью примите запрет духовника причащаться Святых Таин до времени более глубокого раскаяния вашего, если он сочтет это необходимым по тяжести грехов ваших, ибо Господь наш Иисус Христос дал Своим апостолам, а через них епископам и пресвитерам власть не только разрешать людям грехи их, но и вязать их.
Аминь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка

 

Оставьте комментарий

*

code