Статьи

Священник Анатолий Куликов. О СКВЕРНОСЛОВИИ

Мы продолжаем говорить о грехах языка. Как появились бранные слова в русском языке? Что это – дань общественным отношениям или вредная духовная привычка? Почему сквернословят дети? К чему приводит употребление нецензурной лексики? На эти темы в передаче «Беседы о вечном» размышляет настоятель прихода во имя святого Луки Войно-Ясенецкого, отец Анатолий Куликов на радио «Воскресение».

— Почему-то в последнее время сквернословие в нашем обществе как-то даже и грехом не считается

— Не соглашусь я с вами! Как бы давно люди ни использовали нецензурную лексику, у каждого человека есть понимание, что он поступает плохо, употребляя матерные слова. Единственные, наверное, кто не понимают, что это грех, — маленькие дети. Особенно печально, когда дети ругаются. И очень грустно, когда воспитатели, родители, видя свое сквернословящее чадо, радуются, вместо того, чтобы паниковать. Вот это, конечно, беда страшная! Ребенок этого, конечно, не сознает, дети повторяют то, что слышат вокруг себя… Но как только человек взрослеет, становится более рассудительным, он всегда понимает, что сквернословить — это дело плохое.

— И, тем не менее, ругается

— Человек неверующий может это с грехом не ассоциировать, не будет называть это грехом… Но понимание, что это плохо, есть у всех.

— Многие не считают сквернословие тяжелым грехом.

— Ну да, вроде не убил, не своровал!

— Вот я, например, слышала, как по этому поводу человек так рассуждал: «Раньше, когда слышал такие слова, мне как-то резало слух, а теперь я уже настолько привык к этому, что я прохожу, и меня это не трогает», т.е. люди привыкают слышать это.

— Да. Как всякая вредная духовная привычка, привычка сквернословить притупляет критическое отношение сердца. Если вокруг человека 98% разговоров связано со сквернословием, то достаточно быстро он перестанет фиксировать матерные слова, это становится нормой для него. Апостол Павел упоминал, что худое общество развращает добрые нравы… Как гласит русская пословица, с кем поведешься, от того и наберешься. Этот закон действует всегда и везде. Поэтому очень важно человеку выбирать круг общения, если есть такая возможность.

— Если есть выбор такой…

— Это особенно важно при воспитании детей. Родители должны понимать, с кем общается их ребенок, на каком языке он говорит с друзьями… Заведующая детского сада, который посещал мой сын, была моей прихожанкой и не скрывала: первое, что дети из садика приносят, — это мат… Слава Богу, ни разу мы с женой не слышали, чтобы ребенок, вернувшись из детского сада, что-то этакое «завернул». Видимо, когда молишься, Бог и в этом деле приходит на помощь. Но проблема сквернословия среди маленьких детей все равно существует.

— Да, когда детские или женские уста оскверняются такими словами, то это страшно.

— А мужские? Чем мужские лучше или хуже? …Кстати, это тоже минус нашего общественного сознания, — даже к грехам у нас какие-то двойные стандарты. Это неправильно. У Бога нет какого–то лицеприятия. Он ко всем относится одинаково. Все пред Богом одинаковы. Что мужик какой-нибудь 45-летний, что юная утонченная барышня – в устах обоих сквернословие одинаково плохо, это грязь, которая оскверняет человека целиком.

— Есть такое тропическое растение – скапелия. Цветы ее – само совершенство формы и цвета. Но от оранжевых светящихся лепестков исходит запах гниющего, разлагающегося мяса. Когда я сталкиваюсь с матерной бранью, то всегда вспоминаю оранжерею, нежно-восковые лепестки и страшное зловоние над ними. Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят, сквернословие же по своей тематике относится к блуду и смердит.

— Так и есть. Апостол Павел говорил: «да не исходит слово гнилое из уст ваших». Всякое упоминание о гнили вызывает отторжение. Мы должны понимать, что сквернословие имеет ту же самую духовную составляющую.

— Откуда все-таки пошло это явление?

— Я не языковед, но, наверно, не ошибусь, если скажу, что явление это очень древнее. Филологи изучают происхождение матерных слов, находят какие-то индийские, восточные корни этих слов, которые при развитии языков постепенно входили в лексикон славянских народов.

— Это связано с язычеством?

— Безусловно. В славянском язычестве, как утверждают лингвисты, матерные слова использовали во время определенных ритуальных действий, проклиная кого-нибудь, вызывая нечистую силу… Некоторые слова были заимствованы, внесены в наш язык, некоторые имеют четкие славянские корни. Я бы наверно, не удивился, если бы узнал, что у наших предков-славян были свои ругательства… Матерщина имеет отчетливо выраженный антихристианский характер. Исследователи древнерусских рукописей не раз отмечали, что такие слова и выражения всегда ассоциировались с бесовским поведением. Во всей этой скверне не просто нарушение общественной морали, а грех, который искажает человеческую природу и душу человека, напрямую влияет на качество взаимоотношений человека и Бога. Значит, за этим стоят темные силы, дьяволу нужно, чтобы у человека этот грех был. Чтобы выучить иностранный язык, нужно посвятить этому много времени, и не факт, что учеба успешно завершится… Немногие выпускники школ хорошо владеют иностранным языком, хотя у них на его изучение ушло несколько лет. А научиться материться легко – достаточно один раз услышать и повторить…

— Интересно, что помогает человеку материться? Демонические силы?

— Очень много на это намеков. Уж больно гадость делать гладенько! И сделал, и легко, и избавиться трудно. Хотя бывает, когда человек приходит к покаянию и сталкивается с проблемой сквернословия в своей жизни, он, конечно же, пытается бороться, раскаивается. Люди сокрушаются: если речь еще пытаешься контролировать, то с мыслями вообще не совладать. Грязь внутри, в уме, в сердце, как прорванная канализационная труба.

— Что может помочь? Молитва?

— Без Бога никак! Все эти вещи без дьявольского участия не происходят. В каждом языке есть свои ругательства. Но к великому сожалению, наш русский язык особенно на них богат. Первое, что мигранты, приезжающие в нашу страну на заработки, изучают, так это ругательства. А еще грустно, что находятся те, кто учит их этому… Дурные слова подобны заразе, которая распространяется от одного к другому. Один научился этой грязи, надо другого научить! Как дети учатся сквернословию? От старших и от друзей! Я помню свои школьные годы и помню тот день, когда у нас в классе большинство ребят, и мальчиков, и девочек, стали ругаться матом. До этого момента как-то стеснялись…а тут вдруг прорвало — дети с остервенением начали проговаривать всякую нечисть…

— В медицинской практике известно явление, когда при полной парализации речи человек может совершенно свободно произносить целый ряд выражений, состоящих из непечатной брани. Странное явление.

— А бесноватые? Человек уже сам говорить не может, а матерщина из него лезет.

— Это идет по каким-то другим цепочкам, так сказать. Получается, что нормальные слова человек не может выговорить, а матерные почему-то выговаривает. К чему сквернословие мастит дорогу? К каким еще другим грехам?

— Правильно же было отмечено, что тематика сквернословия блудная и часто имеет отношение к блудной страсти. Все страсти у нас друг с другом связаны. Часто также бывает, что большинство людей, использующих мат, находятся в состоянии раздражения, гнева. Знаете, бывает такое, что тебя не слышат, пока говоришь на нормальном языке, а стоит применить нецензурную брань с гневом и со злостью, то сразу до кого-то и «доходит». Опять же мы видим, какая сила в этот момент человеком владеет, — сила зла и ненависти. Если я даю возможность этой силе во мне действовать, то какие могут быть последствия? Вообще сам по себе гнев как сила подобен мечу обоюдоострому. Когда ты гневом опаляешь ближнего своего, ты обязательно ранишь и самого себя. Почему Господь говорит, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, повинен суду? Потому что человек в этот момент повреждает самого себя. Кошмар приходит от саморазрушения человека в этот момент. А если к гневу добавлена еще гниль? Получается меч не просто острый, а еще и ядом смазанный. Конечно, после этого происходит смерть.

— Также и с блудом, с развратом – это отсутствие целомудрия и чистоты.

— Совершенно верно. А вот когда гнева у человека нет, скажем, но он все равно матерится, то таким образом в нем поддерживается и питается блудная страсть. Этими мыслями и этими образами у человека могут возникнуть какие-то взаимосвязи. Это страшное явление, жаль, что мы до такого сами себя доводим. Порой люди, умеющие искусно материться, уважаются и находят восхищение.

— «Мастер своего дела»…

— Однажды ехал в автобусе и услышал такой разговор. Один парень лет 19-20 делился впечатлениями: «Я ехал вчера в маршрутке, какой-то старый пень одну девушку задел. И она его так обматерила, так обматерила, такая молодец, такая девчонка»! Ужас! Ну что это такое?! У него в глазах был восторг, он ей восхищался, она для него была прямо образцом для подражания. И ведь это девочка! Напомните, про какой цветок Вы говорили?

— Про скапелию… Скажите, о.Анатолий, как сквернословие в семье может отразиться на детях?

— У всех грехов есть беда – привычка. От долгого употребления чего-то греховного, порочного, человек перестает замечать грех… Например, он привык в семье лет с пяти ругаться матом и к двадцати годам уже не замечает, что матерится… Мы удивляемся, откуда в детях столько агрессии, столько зла, столько грязи, распутства? А оно от языка в том числе. Все связано. Не зря апостол говорил, что язык — малый член в теле, но от него рождается великое зло. Привычка ругаться матом приводит к тому, что человек перестает слышать, замечать и другие свои грехи, не стремится к покаянию… Зло постепенно его порабощает, а он этого не замечает.

— А как иногда говорят: «Какой же это грех»?

— Некоторые говорят: «У меня язык такой, у меня голос такой, я не ругаюсь»! Однажды я встретился с одноклассником, которого не видел десять лет. И каждое второе слово у него – нецензурная брань. Я ему говорю: «Зачем ругаешься? Попробуй без этого». А он: «Да где я ругаюсь»? «Попробуй сказать два предложения без этого». Он замолчал – не смог подобрать обычных, нормальных слов, чтобы выразить свою мысль… Вот как словарный запас у человека искажается… А ведь слово отражает, фиксирует наше состояние, наше видение мира, т.е. мы какие-то предметы через слово определяем, осознаем, можем как-то к ним относиться….

— В советское то время был такой тип начальника-демократа, который себя не ограничивал употреблением такой ненормативной лексики, крепких слов. И даже выражение такое появилось: «Сказано крепко, по-русски».

— Вот смотрите, стереотипы какие. Русский — матерщинник. Русский — пьяница. Русский — значит обязательно схалтурит… Мне вспомнился фильм «Служебный роман». Помните, как секретарша в фильме демонстрировала сапожки венгерские, кофточку югославскую, т.е. тогда уже ценили, что импорт – это значит хорошее, а если русское, то значит некачественное, недоделанное, недоработанное. Это беда. Какие силы, интересно, стоят за таким воспитанием нас же самих в таком отношении к самим себе?

— Слависты и те, кто занимается языком, говорят, что очень многие нецензурные слова – это вовсе не русские выражения, они пришли к нам из других языков. И еще при царях, видимо, уже начали бороться с матом, т.е. если человек сквернословил, то его просто хватали и наказывали розгами где-нибудь в удаленном месте.

— Как показывает история человечества, страх наказания порой останавливает от многих ошибок. Есть мнение, что весь порядок Западной Европы и части США основывается именно на штрафах и наказаниях. Почему бы и нет? Знаете, правила дорожного движения предписывают ездить за рулем пристегнутым. Но пока не ввели штрафы, большая половина автолюбителей в нашей стране о ремнях безопасности не задумывалась. Начали штрафовать – все ездят пристегнутыми. Хочешь, не хочешь, а человек уже думает о наказании. Вы правильно упомянули при царях, порой наказывали, может быть, от этого люди где-то и воздерживались.

— Нужно же как-то бороться со сквернословием

— Безусловно. И мы с вами, живущие православной жизнью, знаем, что можно жить без матерщины. Без матерщины в языке, без матерщины в семье, без матерщины в мыслях, в конце концов. И заблуждаются люди, говоря, мол, ну нет, совсем никак. Конечно, где-то надо поднапрячься, если вокруг тебя все матом ругаются, тяжелее противостоять этому, но опять же это возможно. Знаете, была однажды такая история с одним современным старцем. К нему пришел посетитель, человек грубый, привыкший ругаться матом, и что-то спросил. Завязался у них со старцем диалог. Келейник этого старца, не в силах выслушивать бранные слова посетителя, даже выбежал из того здания, где была беседа. Дождался, когда посетитель ушел, вернулся и спросил: «Отче, прости меня, почему ты его не остановил?» «А что такое?». «Он так ругался». «Да? Я ничего не слышал»! Суть истории, видите, какова: человек, живущий внимательной духовной жизнью, действительно может и в этом мире, который весь пропитан злом, оставаться чистым: слыша не слышать то, что не касается его и смысла. Такое, видимо, и для нас возможно. Так что было бы желание… Бесполезно бороться со словами, если ты не работаешь над мыслями. Что если ты в мыслях легко сквернословишь, то с языком не совладать, сквернословие проявится обязательно, например, в какой-нибудь экстренной ситуации… Нельзя и в мыслях его допускать. Надо помнить, что Бог слышит твои мысли как слова, и наши помыслы для Него открыты.

— Каждое слово Богу известно.

— Совершенно верно. Господь говорил, что за каждое праздное слово дадим ответ на Страшном суде. За каждую мысль придется отвечать…

— Бывает, что и образованный человек тоже, извините меня, порой так тонко интеллигентно может «завернуть словцо».

— Часть людей образованных, да простят меня все, получившие пару-тройку образований, образованными не являются. Они являются начитанными, они грамотны, владеют информацией. Как говорил Антоний Великий: «Умным назову только того человека, который заботится о спасении своей души». Кто не заботится о спасении своей души – тот безумец! Эти годы земной жизни пройдут, что останется? Бывает, вполне интеллигентные люди говорят: «Не могу не материться, потому что все вокруг матерятся». Неправда. Я встречал таких людей, которые могут не материться дома, в присутствии жены, детей. Тут опять же собственное воспитание есть, собственное видение жизни, какая-то внутренняя мораль. Т.е. дома человек не матерится, а, выйдя на улицу и встретив себе подобного, может выругаться…

Я упомянул о своих школьных воспоминаниях, когда старшеклассников буквально захлестнул поток сквернословия. Это был некий вызов, некое глупое самоутверждение — я могу это сказать, я знаю такие слова, я никого не боюсь, я уже взрослый! А ведь многие зрелые вроде бы люди ведут себя не лучше подростков. Ругаются в какой-то компании, потому что там все ругаются, — не хочется быть белой вороной. Пытаются при помощи нецензурных слов обратить на себя внимание, или найти выход гневу, гордыне, блудной страсти…

— Апостол Павел говорил: «не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить Чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Неужели мы решимся раздражать Господа, разве мы сильнее Его?

— Это уже вопрос духовной зрелости. Человек-сквернослов, как показывает опыт, не может молиться. Надо понимать, что молитва — это не разговор с одной стороны, не монолог. Молитва – это всегда диалог, всегда есть ответная реакция, ответный отзыв, отклик от Бога. Пусть он не словесный, но в виде каких-то ощущений, эмоций, которые у человека возникают от соприкосновения с Благодатью Божией. Когда человек нечист сердцем, умом и устами от сквернословия, как ему возносить чистую к Богу молитву? Он может читать молитвослов, он может говорить некие слова, но ответа не последует.

— Мне кажется, что сквернословие – это не то только то, что мы произносим устами, а состояние души и сердца человеческого.

— Совершенно верно, это наполнение. В Евангелии же написано, что от избытка сердца говорят уста. Богу хочется Самим Собою сердце занять, потому что оно Его, сердце – престол Божий в нас самих, там Бог должен быть. А диавол это все оскверняет. Это как в царский дворец насыпать, простите, навоз. Как вы думаете, будет там царь-батюшка потом восседать? Да он прикажет всем головы поотрубать! Скажет: «Вы куда смотрели? Вы куда меня привели? Это что такое? Это даже не хлев, это выгребная яма, трупы смердящие там валяются». О чём это говорит? Если ты желаешь, чтобы Бог в нас прибывал, в нашей жизни, там должно быть чисто. А сквернословие апостол Павел не зря назвал гнилью. Оно имеет свою грязь и запах определенный в мистическом плане.

— От чего все-таки человек сквернословит?

— От внутренней распущенности. Еще раз подчеркну, — большинство из нас понимает, что этого делать нельзя. И отказаться от сквернословия может каждый, нужна лишь добрая воля и правильный настрой. И дай нам Господи всем внимания, трезвого отношения к самим себе. Важно помнить, что Бог рядом. Все слышит, все знает. И мы перед Ним однажды встанем. Какими мы будем? Как мы в глаза Господа дерзнем посмотреть? Он будет с любовью и с сожалением глядеть: вот человек, который всю свою жизнь непонятно на что потратил… Так что дай нам Бог быть чистыми.

— Спасибо Вам большое. Благословите нас, батюшка.

— Бог всех нас благословит. Спаси вас Господи.

1 комментарий

  • Всегда с интересом смотрела передачи на ТВ «Союз» «Чтение Евангелие вместе с Церковью», проводимые иереем Анатолием Куликовым. И его беседы на разные темы мне помогают разобраться в себе и в жизни. Очень благодарна батюшке и всем, кто ведет нас к Богу. Буду благодарна и за другие публикации на сайте.
    Храни всех Господь!
    С уважением, Валентина.

Оставьте комментарий

*

code