Проповеди духовенства

Священник Анатолий Куликов: «О сотнике и вере»

День Державной иконы Божией Матери в Храме-на-Крови

С праздником вас, братья и сестры. Поздравляю с воскресным днем, всех причастников поздравляю с принятием святых Христовых Таинств.

Дай нам всем Господь ума, памяти своевременной — чтобы всегда помнили о главном, а о неглавном забывали. Чтобы не впадать нам в уныние от ошибок в прошлом, не бежать и не прятаться от самих себя, от жизни своей. Чтобы жить полной жизнью, ценя все хорошее и плохое, что происходит с нами здесь и сейчас.  Вот и дай нам Господи такого правильного умения —  жить нормальной, хорошей, настоящей жизнью.

Господь наш по милости своей нас постоянно этому делу учит.  Вот и сегодня мы с вами, читая Святое Евангелие, вспоминали историю про сотника, который обратился ко Христу с просьбой исцелить своего болящего отрока.  На обещание Господа прийти и исцелить больного, сотник сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.» (Мф. 8:5-13).

Спаситель искренне, по-человечески, удивился такому проявлению веры человека, ибо не было такого примера среди народа еврейского…. А ведь рядом с Ним были и апостолы, и многочисленные израильтяне, которые были воспитаны в вере, в Законе, знавшие о том, что говорили пророки Израиля… Тем не менее, среди них такой веры не было…

А у этого иноплеменника, воина римской армии, такая вера была — глубочайшая вера во Христа-Вседержителя, в Его абсолютную власть над всем миром, власть, ничем и никем не ограниченную.

Сотник по роду своей службы прекрасно знал, что такое приказ, и что бывает в армии с теми, кто не исполняет приказы… Сам он был и подчиненным, и командиром. Знал не понаслышке, что такое – обладать властью над людьми.

О том, что сотник скорее всего не был евреем, говорит тот факт, что на тот момент Иудея была в состоянии оккупации,  своей армии не имела.  Владеть оружием имели право только представители иностранного – римского – легиона, которые на 99 процентов были язычниками, людьми, которые поклонялись своим идолам и стихиям…

И вот этот вот человек, который не знал веры и Закона, приходит и заявляет:  верю в Тебя, Иисус из Назарета,  верю, что Ты есть Бог,  я это чувствую, я это знаю…

Такая вот история произошла однажды.

Откуда взялась такая вера?

Господь дал.  Несомненно, вера — это дар Божий, это всегда некое воздействие благодати Божьей.  Душа человеческая — христианка по природе по своей.  Всякий человек к Богу тянется… Но у большинства из нас  есть некая преграда в виде собственной самости, своего самолюбия, своего самомнения…

Христос свидетельствовал: «Никто не может придти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего» (Ин. 6,65).

Бог-отец привел сотника к Сыну Своему. Почему это произошло? Кого Бог-отец посылает к Сыну Своему?  Того, кто готов этот дар принять.  И, видимо, не было в этом языческом воине воспаленного тщеславия, которым все мы с вами, так или иначе, обладаем.

В земной своей жизни Христос до 30 лет был плотником, потом – бездомным странствующим учителем… Мы с вами в последнюю очередь пойдем искать помощи у незнакомого бродяги… А сотник подошел ко Христу, ибо не было в нем тщеславия, не превозносил он сам себя, не считал себя особо избранным и исключительным. И хотя он командовал сотней бойцов, сердце его не ожесточилось.  Он не искал виноватых, хотя болезнь близкого человека угнетала его. Он не ожесточился, не озлобился, не стал хулить всех на свете.  Он как-то сразу почувствовал, к Кому идти…

Человек не может стать верующим сам по себе, без проповедника. Видимо, нашлись люди, которые рассказали этому сотнику о Христе так, чтобы он их услышал и поверил.

Зададимся вопросом:  всякие ли разговоры о вере приводят к положительному результату?

К превеликому сожалению, это происходит крайне редко, хотя воля Божья состоит в том, чтобы мы друг от друга научались. Чтобы мы могли друг от друга воспринимать огонь, тепло и любовь, связанные с верой в Бога.

Большинство народа еврейского оказалось не способным услышать Христа, принять Его. Почему? Да сердце было занято другим – самомнением, самолюбием. Ум занят постоянными переживаниями о том, что подумают или скажут другие люди, и так далее…

Тем не менее, нашелся кто то, кто смог этому сотнику рассказать о Боге так, чтобы язычник его услышал. Кто-то жил так, что, глядя на него, сотник решил — вот этот человек настоящий, и все, что он говорит — это правда, ему стоит верить.

Идет Петров пост – апостольский пост.  Если бы апостолы не жили так, как говорили, никто бы за ними не пошел.  Если бы их слово было лишь только словом, ничего бы не было. Не было бы христианства, не было бы церкви на земле. Почему проповедь апостольская была результативной?  Да потому, что они делали то, что говорили, они говорили о правде Божьей и жили этой правдой. Они — незнатные, несильные, немогучие… Они — обычные люди, но им хочется верить, хочется за ними идти. И тысячи миллионов, и вся история человеческая поменялась благодаря усилию этих вот маленьких и слабых людей.

Господь говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф, 11 зач., 5, 14—19) .

Вот и жизнь наша должна быть светом, чтобы всякий стремился — без всяких объяснений — быть рядом с нами.

Вот об этом думать надо.

А как это дело делать? Богу молиться, не гордиться,  ни в коем случае никогда никого не осуждать, не таить злобы и зависти в сердце своем.

Святой Макарий Великий говорил: «Слово гордое и злое направляет к злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».

Умудри нас всех Господь! Аминь.

 

Протоиерей Анатолий Куликов,

храм святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Оставьте комментарий

*

code