«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф., 105 зач., XXV, 13-30).
С праздником, братья и сестры, с воскресным днем!
Сегодня мы читали евангельскую «Притчу о талантах», в которой повествуется о господине, который, отправляясь в долгое путешествие, призвал своих слуг и выдал каждому из них некую сумму. Кто-то получил больше денег, кто-то меньше, но в целом никто не был ущемлен – очевидно, хозяин знал, кто на что способен, и мог предвидеть, как каждый из них сумеет распорядиться выданными средствами. Вернувшись, господин потребовал отчета. Первый слуга рассказал, что усердно поработал и преумножил богатство хозяина. Второй, в меньшей степени, но тоже постарался оправдать ожидания господина, а третий, получивший меньше всего денег, вернул талант (так называлась в те времена монета определенного достоинства) обратно и заявил, что сознательно не стал преумножать полученные средства, потому что хозяин у него жестокий, и поэтому он просто закопал полученный талант в землю. В ответ господин сказал, что раб его лукав и ленив и определил ему заслуженное наказание.
Почему так произошло? Почему этот – третий – слуга так себя повел?
На первый взгляд, поступок его выглядит довольно нелогично и даже глупо. Действительно, если бы раб так боялся жестокости хозяина, то, ради своей собственной безопасности, постарался бы поступить так же, как остальные его братья – не гневить понапрасну господина и усердно поработать с полученными деньгами. Но этот человек вовсе не боится расправы, мало того, он возвращает деньги с вызовом: «вот тебе твое»! При этом слуга оправдывает свой поступок словами: «ты человек жестокий». Но в притче об этом нигде не говорится! Наоборот, каждого из своих доверенных людей господин приводит к себе в дом, каждому дает задание по силам, к каждому проявляет особое отношение. И нет в хозяине ни жестокости, ни лукавства. А есть доверие и любовь. Задумаемся: много ли найдется таких людей, кто по собственной воле отдал бы кому-то свое личное имущество, да еще на неопределенный срок? Разумеется, немного. Только в случае крайней необходимости мы решимся на такой шаг, доверившись лишь хорошо знакомым, проверенным людям. Очевидно, что герой притчи поступил именно так, слуги его прекрасно это понимали и постарались оправдать высокое к ним доверие.
Так почему же третий слуга поступает иначе? Ответ на вопрос находим здесь же – в евангельской истории.
«Лукавый раб и ленивый» — так отзывается господин об этом человеке. А чем характерна лень? Это – когда любой труд кажется ненавистным, любое дело вызывает неприязнь. Очевидно, господин прекрасно знал об этих недостатках, присущих третьему слуге, недаром же он выдал ему самую меньшую сумму.
Второе. Вполне возможно, что этого человека обуяла зависть. «Как же так», — мог подумать он, — «За что все получили больше, а мне досталось меньше всех»? Зависть, как и гнев, ослепляет ум. Согласитесь, когда мы кому-то завидуем, мы начинаем себя преувеличенно жалеть, а других тихо ненавидеть. Часто мы завидуем тем, кто живет богаче, имеет больше, и зависть эта приводит к самым черным мыслям. К сожалению, речь идет не только о материальных благах. Когда Господь, начав проповедовать, первым делом пришел в свой родной город Назарет, его там не приняли, осудили. А почему? Да люди рассуждали примерно так: Он – один из нас, мы знаем Его семью, Его отца – простого плотника, Он по возрасту младше многих из нас, с чего ради Он мудрее нас? Почему мы должны слушать Его? В итоге эти люди выгнали Христа из Назарета. Более того, даже убить хотели… Тоже зависть, тоже недоверие, ослепившие умы.
Так вот и этот человек, видя, что кто-то получил больше денег, скорее всего, возмутился, может быть, даже разгневался. И ум его помрачился, все стало видеться кривым, искаженным. И хозяин сразу из доброго и милостивого стал казаться злым и жестоким, а раз так, то с полным правом можно для него ничего не делать, да и лень к тому же…
Можно, конечно, предположить, что раб тот не был обучен коммерции, дело это для него было новым и неизведанным. Но верится в это с трудом. Очевидно, что он жил не один. Он, говоря современным языком, работал в команде и не мог не понимать, что нужно делать, чтобы приносить пользу. Но этот человек предпочел отдалиться, отвернуться от ближних своих, нашел своим поступкам оправдание, деньги закопал, чтобы потом их кинуть в лицо — с вызовом, мол, не нужно мне чужое, заберите и отдайте кому угодно. В итоге так и получилось. Все у него забрали и отдали другому.
Человек так устроен, что, ослепляя самого себя гордостью, завистью, нелюбовью, неизбежно попадает в ловушку собственных страстей и в какой-то момент перестает четко понимать, где правда, а где ложь. И жизнь его превращается в какой-то лабиринт бесконечных ошибок, мучений, а сам он при этом чувствует себя несчастным, всеми заброшенным и обиженным. Для него наступает тьма кромешная, свой собственный ад, из которого не видно выхода.
В евангельской «Притче о талантах» затронута и тема Суда Божия. Господь не требует от человека невозможного. Никого из нас Он не укорит, если мы не сумеем поститься, как афонские монахи, или не будем совершать какие-то чудеса, как апостолы Христовы. С нас спросится за то, что мы в этой жизни сделать можем, что каждому из нас по силам. А еще мы должны понимать, что Суд Божий над человеком заключается не в том, что Бог придёт на землю лишь в целях отомстить людям за их прегрешения. Ничего подобного. Бог – есть свет. Но свет не материальный, а, в первую очередь, духовный. И в лучах этого света человек уже не сможет скрыться от самого себя. Суд в том и заключается, что, хочешь не хочешь, а придется увидеть самого себя, со всеми своими страстями и тщательно скрываемыми пороками. И от этого уже не спрячешься, не отвернешься. Весь ужас и страх Суда заключается в том, что не будет больше возможности измениться и что-то исправить.
Дай нам Бог меняться сейчас, пока мы живы, пока есть время. Дай нам Бог видеть свою жизнь правильными, открытыми глазами. Давайте перестанем себя обманывать, перестанем сами себя в тьму вгонять, научимся делать правильные выводы.
Если не можешь понять, почему тебе тяжело живется, молись: Господи, помоги! Просвети ум мой! Очисти его от всякой ерунды, от грязи! Направь меня на путь истинный!
Бог обязательно поможет. Ему несложно с нами общаться, хоть, зачастую, мы сами пропускаем Глас Божий мимо собственных ушей, потому что не имеем привычки прислушиваться к самим себе, внимание нашего ума направлено не туда, куда следует. Но Господь и об этом прекрасно знает, и подсказывает нам, неразумным, тот самый правильный путь через другие источники – через события, через людей, через книги, даже через кино по телевизору, в котором вдруг прозвучит очень нужный, долгожданный ответ…. Только попроси Его. Обратись к Нему с горячей молитвой, от всего сердца.
Спаси нас всех Господь! Дай нам радости в жизни, дай всем нам тепла в наши души!
Протоиерей Анатолий Куликов
Храм святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)
24 сентября 2017 г.
Оставьте комментарий