Видео Настоятель

Священник Анатолий Куликов. Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. «

(Лк., 94 зач., XIX, 1-10)

С праздником, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!
Первая заповедь блаженства гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Христос говорил: «Трудно богатому войти в царство божие» (Лк. 18:24-25)

Что духовная нищета может человеку дать? Что плохого в богатстве земном?

Каждый человек где-то глубоко в душе искреннее считает, что быть богатым – материально, умом, связями, красотой — хорошо и правильно. Трудно найти человека, который бы сказал, что ему не хочется быть богатым. Нищета же – противоположное богатству состояние. Она всегда побуждает человека просить, обращаться за помощью. Богатый не просит…

Сегодня мы с вами читали евангельскую историю про Закхея — мытаря, сборщика налогов, государственного служащего по-современному. В те времена во всех провинциях Римской империи, в том числе и в Израиле, налоги собирались и передавались в Римскую казну. Попавшие в зависимость от Рима иудеи с трудом мирились с таким положением дел.  Мытарей как представителей оккупационной власти в еврейском народе презирали и даже ненавидели.

И вот Закхей, начальник мытарей, человек уже, по всей видимости, немолодой, властный и довольно обеспеченный, вдруг решает для себя, что ему необходимо встретиться со Христом.

Что его сподвигло на это? Может быть, ему не давали покоя мысли о своем физическом несовершенстве. Может быть, он мучился от того, что он – израильтянин – способствует обнищанию своих соплеменников. Может быть, он боялся за свою жизнь, понимая, что никакие деньги и связи его не спасут, если в стране переменится власть… В любом случае, он не был ни спокоен, и ни самоуверен. Он искал ответов на свои вопросы и так стремился оказаться рядом со Христом, что даже взобрался для этого на дерево!

И Господь увидел его, выделил среди всех и даже — к его неописуемой радости — согласился разделить с ним трапезу. А когда некоторые люди начали роптать, Господь сказал, что Закхей, несмотря на все его пороки и неправедную жизнь, — сын Авраама и достоин спасения.

Встреча со Христом в корне изменила жизнь Закхея. Он принял решение отдать нищим половину своего имения, всех, кого обидел, одарить вчетверо больше по сравнению с тем, что отнял.

Закхей верил в Бога. Именно в этом проявилось его сыновство Авраамово. Он понимал свое несовершенство, не считал себя богачом, не кичился своим положением, был по-хорошему нищим духом. А ведь состояние духовной нищеты — это состояние крайней нужды, находясь в котором человек желает только одного — пребывания с Богом. Закхей искал Христа и нашел Его. И после встречи со Христом он проявил веру в Бога, жившую в его сердце, в делах. Ибо вера без дел мертва.

Когда человек начинает искать Христа как Спасителя? Когда у него появляется потребность во спасении. Когда он находится в какой-то критической ситуации, когда чувствует свою нищету, в том числе духовную, когда его одолевают какие-то скорби, несчастья, болезни. Тогда он начинает искать Спасителя.

История эта о том, как порой страшно быть богатым и уповать на свое земное богатство, и какое благо — быть нищим в правильном смысле – нуждаться во Христе. Не будем забывать о главном.

Спаси Господи нас всех. Аминь.

 

Протоиерей Анатолий Куликов

храм святителя Луки Крымского

21 января 2018 г.

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка

Оставьте комментарий

*

code