Великий пост — самый главный и строгий среди постов. В 2019 году Великий Пост длится с 11 марта по 27 апреля.
Предваряет Великий пост Сырная Седмица или Масленица. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету.
Сам Пост состоит из двух периодов – Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.
Великий Пост был установлен в память 40-дневного поста Господа нашего Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4:2). Страстная седмица установлена в воспоминание последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения. Общая продолжительность Великого Поста — 6 недель.
В Великий Пост литургии совершаются только в определенные дни недели:
— по субботам — Литургия свт. Иоанна Златоустого,
— по воскресеньям (а также в Великий Четверг и в Великую Субботу) — Литургия свт. Василия Великого.
— по средам и пятницам, служится Литургия Преждеосвященных Даров (на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье).
В понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
В будние дни Великого поста на каждом богослужении читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В субботу и воскресенье поклоны отменяются.
Каждая неделя Великого Поста имеет свое название и историю. Порядок их таков:
- Торжество Православия
- Неделя свт. Григория Паламы
- Крестопоклонная Неделя
- Неделя Иоанна Лествичника
- Неделя Марии Египетской
- Неделя Ваий, или Вербное воскресенье.
Субботы Великого поста — тоже особые дни:
1-я суббота — память св. Федора Тирона.
2-я, 3-я, 4-я субботы — родительские, когда совершается поминовение усопших.
5-я суббота — суббота Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня непохоже ни на одно другое. Причин установления этого праздник несколько. Одна из них состоит в том, что празднование установлено в честь избавления Константинополя от нашествий персов и арабов в VII веке по молитвам Пресвятой Богородицы.
1-я седмица Великого Поста
(11 — 17 марта)
В первые 4 дня 1-й седмицы Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, возбуждающее в душе особенную благочестивую настроенность к покаянию. Он читается по частям в первые 4 дня св. Четыредесятницы на повечериях. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
1-я Неделя Великого Поста
Неделя Торжества Православия
(17 марта)
Первое воскресенье Великого поста посвящено Торжеству Православия. Празднование это было установлено в память о победе над иконоборческой ересью и с утверждением Православия в 843 году.
2-я Неделя Великого Поста
Неделя свт. Григория Паламы
(24 марта)
Второе воскресенье посвящено свт. Григорию Паламе, который в споре с еретиками доказал, что Божественная благодать — это одна из сущностей Бога. Можно сказать, что второе воскресение поста — это второе Торжество православия.
3-я Неделя Великого Поста
Неделя Крестопоклонная
(31 марта)
Третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. Поклонение Кресту продолжается всю неделю до пятницы, и потому вся 4-седмица носит название — Крестопоклонная седмица.
4-я Неделя Великого Поста
Неделя св. Иоанна Лествичника
(07 апреля)
Четвертое воскресенье Великого Поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы».
5-я Неделя Великого Поста
Неделя св. Марии Египетской
(14 апреля)
Пятое воскресенье Великого Поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской.
Последняя, 6-я седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий».
Богослужение всей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.
В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
6-я Неделя Великого Поста
Неделя Ваий, Вербное воскресенье
(21 апреля)
Шестое воскресенье Великого поста называется «Неделей ваий», в просторечии – «Вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в этот праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА(22 — 27 апреля)
После Вербного воскресенья наступает Страстная седмица. Каждый день Страстной седмицы называется Великим – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте.
В первые три дня Страстно́й седмицы (понедельник, вторник и среду) на Часах читаются все четыре Евангелия. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений.
Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу (6 апреля) – в день всеобщей скорби о распятом Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с изображением Христа, лежащего во гробе.
В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.
Великий Четверг (25 апреля)
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется «Великий Четверток» (25 апреля). Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. Иисус Христос сам установил таинство Причащения в этот день. Христиане, искренне покаявшись на исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней.
Страстная Пятница (26 апреля)
В Страстную пятницу (Великий Пяток) литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы.
Вечерня служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается умилительный канон «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы». Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Великая Суббота (27 апреля)
Все богослужение Великой Субботы представляет умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования.
На вечерне читаются 15 паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу Христу. После чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое.
По окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца.
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения (8 апреля).
О ПИТАНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Согласно Церковному уставу, во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
Особо строгий пост предписывается соблюдать в первую и Страстную седмицы.
В понедельник и вторник 1-й седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста. В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение, то есть пища без масла.
По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.
Оставьте комментарий