Видео Настоятель Проповеди духовенства

Воскресная проповедь иерея Димитрия Бажанова в праздник Торжества Православия

В сегодняшний день с 843 года ежегодно отмечается праздник Торжества Православия. 

В начале восьмого века, когда правил Лев III Исавр, в 717 году он пришел к власти, внешнее его правление было блестящим, он смог отстоять столицу Византийской империи — Константинополь от нашествия арабов, город целый год находился в блокаде: с моря осаждал арабский флот, с севера печенеги и другие варвары, тем не менее Львом III Константинополь был удержан. Император не пустил арабов в Европу, им пришлось атаковать через Испанию и Францию, где в 732 году их остановит Карл Мартелл в битве при Пуатье, но этот самый Лев III в 730 году вводит первый указ, который начинает ограничивать возможности иконопочитания, начинается иконоборческая эпоха. 

Больше всех среди иконоборцев прославился сын Льва III — Константин V Копроним, который в 754 году утроил иконоборческий собор и очень жестоко преследовал всех иконопочитателей. Монахов и монахинь свозили на ипподром, заставляли их жениться, у монастырей и храмов отбирали земли, в общем делали все то же самое, что в последствии будут делать большевики. 

Константин Копроним очень сильно издевался над православными людьми и в конце концов первый этап иконоборческих гонений закончился воцарением императрицы Ирины, в 786 году она попыталась собрать VII Вселенский собор в городе Константинополе, но иконоборческие войска, сторонники ее усопшего мужа, устроили бунт и террор, угрожая собравшимся отцам Собора. 

Целый год потребовался императрице Ирине, чтобы успокоить ситуацию в стране: срочно придумать победоносный поход, отправить в него всю беспокойную гвардию, и в 787 году собрать Собор уже в Никее, Седьмой Вселенский собор восстановил иконопочитание, после него те кто отрицает икону, отрицает изображение Спасителя, тот отрицает сам факт Боговоплощения, поэтому труды Иоанна Дамаскина, не пропали даром, именно он, одним из первых встал на защиту иконопочитателей, он сформулировал следующее: мы можем служить и поклоняться только Единому Богу, по-гречески это звучит как Латрия и переводится-Служение, а почтительное поклонение, в том числе и почитание родителей, старших, икон, — это называется προσκύνησις — Почитание, то есть мы можем целовать образы, кадить перед ними, ставить, свечи, потому что почитая икону, мы тем самым поклоняемся самому Богу. 

После Седьмого Вселенского собора, в начале IX века вновь  последовала реакция иконоборцев, при Леве V Армянине, гонения были не такими жесткими, и закончились они только со смертью императора Феофила, и его жена императрица Феодора впервые проводит 11 марта торжественную службу, которая вошла в историю как Торжество Православия, с тех пор ежегодно с 843 года совершается эта служба, к нашему времени эта служба постепенно стала ассоциироваться с тем, что Христианство смогло победить всевозможные лжеучения и ереси. Торжество Православия — это праздник не только победы над иконоборцами, но и над неверными учениями. 

О чем этот праздник? 

Он о том, что благодаря истине Христовой, мы должны радоваться, что можем знать о истинном Богопочитании и правильно славить Бога. И если кто-то не умеет этого делать, это временное недоразумение и своими поступками и делами мы должны привлекать ко Христу, тех людей, которые неправильно славят Бога. Но, к сожалению, часто называя себя православными, с пренебрежением относясь к другим людям, язычникам, атеистам, инославным, в этом случае, мы начинаем жить не по-христиански, и христианство наше липовое. Например, некоторые инославные: католики, протестанты, в свой отпуск, дней на 20,  врачи, летят в Африку и проводят операции, бесплатно  лечат, служа братьям нашим. Быть православным с одной стороны счастье, а с другой это может превратиться в тот штамп, который был у фарисеев. В сегодняшнем Евангелие мы слышали очень важное свидетельство о том, как был призван в апостолы Нафанаил. 

Филипп зовет Нафанаила и говорит о том, что мы обрели Мессию, того самого Христа, которого все ждали и пришел он из Назарета. И Нафанаил, будучи начитанным и грамотным человеком уже имел штамп в своем сознании, что в Священном Писании нигде не говорится о том, что Христос придет из Назарета, поэтому он изначально начинает воспринимать информацию совершенно неправильно, с пренебрежением к Филиппу. 

Когда Господь подходит к Нафанаилу и говорит ему: «Ты истинный израильтянин, в котором нет лести, нет лжи», то тем самым мы видим, что Христос показывает, что этот человек, который знает писание, считает, что он все знает правильно, у него все разложено по полочкам, он самый лучший, самый информированный, а остальные все, как говорила одна не очень благочестивая бабушка, идя через Ивановское кладбище в период девяностых годов: «Кто не крещен, тот- чертова головешка». То есть, так некоторые люди начинают осмысливать себя и мнить себя пупами Земли. Так вот, Иисус Нафанаилу говорит: «Еще по смоковнице видел тебя», то есть указывает на какое-то переживание Нафанаила, показывает ему свое Божество и только после этого Нафанаил кается и говорит «Ты, Христос, истинный сын Бога Живаго» и Господь говорит ему, что главное не то, что я тебе что-то открыл, а то, что отныне вы все — Апостолы узрите небо отверсто, увидите настоящего Бога. Так вот именно поэтому, Евангельский отрывок этот читается спустя первую седмицу Великого поста, говоря нам, что пост для того и нужен, чтобы мы открыли наши сердца, наши души и стали познавать единого истинного Бога, которого мы не всегда знаем, а считая, что мы его знаем, на самом деле знаем о Нем очень мало, потому что истинное богопознание это путь покаяния и молитвы, которому мы должны учиться в эти дни Великого поста.

Празднуя память Торжества Православия, радуясь тому, что Церковь, как богочеловеческий организм всегда растет, развивается, дает ответы на те или иные вопросы. Будем помнить, что в Церкви нет штампов, всегда, когда возникает какая-либо проблема, в ту или иную эпоху, Церковь водимая Духом Святым, дает точный ответ, опираясь на учение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Поэтому будем помнить и благодарить Бога, что мы православные, что мы имеем такое сокровище, что у нас есть такая жемчужина, но ни в коем случае не будем превноситься над другими людьми, а напротив будем учиться у людей инославных, а зачастую и у язычников, атеистов, тем добродетелям, которые имеют они, жертвуя своей жизнью, своим временем, на службе другим людям. 

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка