Видео Настоятель Проповеди духовенства

Воскресная проповедь иерея Димитрия Бажанова во вторую неделю Великого поста

Сегодняшнее Евангельское чтение, дорогие братья и сестры, дарует нам возможность молиться о тех наших близких, которые сами не могут прийти ко Христу и помогать им. 

Очень часто мы молимся о наших близких, которые еще не узнали Христа, часто заказываем какие-то молитвы, на это нас вдохновляет в том числе и сегодняшнее Евангельское чтение. Представьте себе такую ситуацию, когда человек находится в расслаблении, то есть он не может ходить — инвалид и находятся четыре друга, которые не бросают своего товарища в беде и несут его ко Христу. Во-первых, это говорит о самом расслабленном, видимо, это был человек, который заслужил такую дружбу, ведь очень часто бывает, что когда случается какая-то беда с человеком или бывший начальник лишается должности или умирает человек: одного все поддерживают и любят, на похороны приходит полный храм народу, его отпевают и даже не кремируют, хоронят на кладбище, находят в нашей «маленькой» стране место для могилы, а к другому никто даже не приходит, не помнит, как его звали или, наоборот, перекрестились: умер, Слава Тебе, Господи. Или, например, начальник так себя вел, что только должности лишился и все лизоблюды тут же исчезли. 

А вот у этого расслабленного другая ситуация, видимо, это был достойный человек, поэтому, оказавшись в беспомощном положении, он не был оставлен ближними. Ради него они провели целую спецоперацию. Представьте себе, что такое поднять человека на крышу, затем провести монтажные работы на высоте, разобрать часть кровли, они должны были компенсировать хозяину дома затраты на ее последующий ремонт. Они могли подойти формально к этому вопросу: пришли ко Христу много людей, толкучка, ну ладно, не получилось и пойдем дальше, а друзья эти поднялись, разобрали, нашли приспособления и веревки, с помощью которых удалось опустить болящего к ногам Господа. Христос, видя веру друзей расслабленного, объявляет, что болящему прощаются все грехи. 

Это Евангельское чтение научает нас тому, что когда нас просят о помощи, мы должны не только шевелить языком, но и совершить какое-то действие своими руками и ногами, как это сделали эти четверо друзей, вошедшие в Евангельскую историю, о них знает весь цивилизованный христианский мир. 

Кроме этого Евангельского чтения, которое научает нас деятельно трудиться ради ближнего во славу Божию, Святая Церковь во вторую неделю Великого поста совершает память святителя Григория Паламы, архиепископа из Солуни. 

Почему Церковь совершает эту память? 

Потому что святитель Григорий, будучи высокого звания человеком (его отец занимал должность сенатора при дворе императора Андроника II Палеолога), бросает карьеру, получив блестящее образование и как наш русский святитель Игнатий Брянчанинов, так и в XIV веке святитель Григорий уходит в никуда, то есть отправляется в монастырь на Афон. Раздав все свое имение, он подвизается и учится умному деланию. В то время уже была распространена с III-IV века практика исихии, то есть тишины, покоя и умной молитвы. Святитель Григорий учить молитвенному деланию и церковь, празднуя его память, показывает, что и все мы призваны к тому, чтобы учиться всю нашу жизнь правильному Богообщению. Те молитвы, которые мы читаем утром и вечером — это лишь образец того, к чему мы должны стремиться, по-хорошему все наше дыхание должно быть пропитано молитвой. Одна из самых распространенных и в то и в наше время — это молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе сыне Божий, помилуй мя грешного»

Откуда мы вообще узнали о Григории Паламе?

Мы знаем, что его отец будучи сенатором, во время совещания, мог уходить в умное делание, представим ситуацию что сейчас кто-либо в конгрессе в США, в Сенате у нас  начинает молиться, это выглядит как фантастика, а в Византии, супердержаве того времени это было возможно. И император повелевал коллегам не тревожить его отца, Константина, и после умного делания, он ответит, что он думает по тому или иному вопросу государственного устройства. Григорий Палама на Афоне встречает интересную запись, которая полностью противоречит христианской практике. Он встречает письма Варлаама, монаха Колобрийского,  выходца из Южной Италии, который был фаворитом при дворе Андроника III Младшего. Он начинает от имени Православной Церкви говорить вещи, которые переворачивают все Православие. Варлаам Колобриец говорит нельзя познать Бога, это мы итак знаем, что сущность Бога не познаваема, но мы знаем также и уже с IV века, со времени отцов Кападокийцев, что Бог познается по его действованиям или энергиям. Спустя 1000 лет Варлаам Колобриец поднимает такой вопрос. Говорит, что не нужно спорить о Боге, не нужно спорить о Filioque, в то время католики, пытаясь подчинить себе Восток, говорили, что православные должны внести поправку в Символ Веры, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Слова и от Сына переводятся Filioque. Варлаама Колобриец говорил, что невозможно познать Бога, не нужно ломать копья и действования и энергии Божии это суть тварные знаки. Только Григорий Палама узнает о появлении этих прелестных писем, он тут же пишет первую часть своих знаменитых Слов в защиту священнобезмолствующих и встает на защиту Православия. Несколько соборов 1341, 1347, и 1351 говорят о том, что учение Григория Паламы православно, и именно так нужно понимать.

О чем учил святитель Григорий?

Он основываясь на многовековом опыте Православной Церкви говорил о том, что действования Божии, энергии Божии -это не тварные знаки, а проявления самого Божества, они нетварны. Причащаясь божественных энергий, приобщаясь к Богу, мы приобщаемся Богу и можем стяжать благодать Святого Духа, он говорит то, что проще сказал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», и действительно задача христианина-это стяжение Святого Духа. Святая Церковь, именно поэтому во вторую неделю Великого поста, указывает нам на память святителя Григория, призывая нас не лениться, не унывать, не впадать в отчаяние, но стараться хоть немного начинать трудиться над молитвенным подвигом. Конечно, мы не афониты, не такие духовные люди, которые были в то время, на Афоне или как стяжал благодать Святого Духа младший современник Григория Паламы, наш святой Сергий Радонежский, он также был исехастом. Поэтому не будем терять время, а вместе с Церковью будем идти к Пасхе правильным путем шаг за шагом и стараться учиться молитве.

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка