«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». (Лк., 66 зач., XII, 16–21.)
В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о том, что любит весь мир, к чему мы стремимся, а именно, речь идет о богатстве. Каждый человек, не знающий Христа, желает заработать как можно больше денег, чтобы потом отдохнуть. И Господь полностью ломает подобные стереотипы. Ко Христу подходит некто и просит, чтобы Господь помог и вразумил его брата, чтобы они смогли поделить наследство. Христос приводит в пример притчу о неразумном богаче.
Нам с вами, в стране, которая только начинает восстанавливаться после разрухи и семидесятилетнего плена, где разрушены деревни и существует только несколько больших городов и больше почти нет населения, непонятно, почему же Господь порицает такого хорошего хозяйственника, ведь в нашей жизни не хватает таких людей. Сельское хозяйство практически уничтожено, только в некоторых областях оно начинает сейчас возрождаться, поля не засеяны, после колхозов лозунг «все вокруг колхозное — все вокруг мое», ничего никому не надо. Мы наоборот, вроде бы ждем, когда же будут опять рождаться те люди, которые будут преображать нашу землю и наполнять ее зерном, скотом и так далее. Но оказывается, не всякое богатство бывает хорошо.
Для ветхозаветного человека статусом праведности было как раз богатство. Имущественный ценз. Мы с вами уже говорили о том, что в Ветхом Завете праведнику, если он будет соблюдать заповеди Божие, обещается сытая, достойная жизнь. Христос говорит о том, что это совсем не так и перед притчей о неразумном богаче Он говорит: «От наших стяжаний и от размера наших имений жизнь совершенно не зависит» (Ср: Лк., 66 зач., XII, 15).
Мы с вами можем вспомнить примеры из жизни: что происходит с наследниками, когда они обретают какое-то наследство, как вчерашние братья и сестры начинают грызть друг друга, как ссорятся целые родственные кланы, как будто Христос, нам про это не говорит. Очень часто люди думают, что они будут жить вечно, что их сердце никогда не остановится, тромб не может оторваться и мы будем жить, жить, жить и жить, стяжать все больше и больше для того, чтобы наша душа ела, пила и веселилась. Но Христос говорит, что люди, совершающие стяжания для себя, а не для Бога, всегда будут банкротами. Даже в нашем городе можно найти большое количество примеров, особняков, история которых подтверждает это. Усадьбы Агафурова, Харитонова-Расторгуева, Железнова. Можно проследить, что после смерти владельца дом принадлежит роду, в лучшем случае, два поколения, а затем этот дом переходит кому-то другому.
Именно, поэтому, нашим детям и внукам, нужно объявлять свою волю еще при жизни, для того, чтобы вас поминали, о вас молились, а не начинались разбирательства и вражда между вашими детьми после ваших похорон. Каждый, кто стремится стяжать блага для себя, не будет иметь будущего.
Почему?
Потому что страсть плоти для человека ненасытна и что бы он не стяжал, ему всегда будет мало, тем более, в нашей стране, где есть презрение к людям, которые много трудятся и недавняя колхозная жизнь, жизнь в нищите всего народа, когда по талонам можно было получать какие-то пайки. И люди, дорвавшись до нормальной жизни, которая была до революции, начинают не просто стяжать, а «хапать».
Мы с вами можем посмотреть, что учатся девочки, мальчики, которые живут с мамами и папами, читают какие-то книжки, а приходят ребята, которые ничего не видели жизни, и для того, чтобы хоть как-то закрепиться в цивилизованном мире, начинают брать, брать, брать. Получается, что в нашей стране отсутствует культура не то, что меценатства, а самого обычного милосердия, потому что в христианской культуре притча о богатом всегда выливалась в то, что человек обеспеченный заботится о людях необеспеченных. Уже в течение предыдущей седмицы было чтение о том, что богатство, оно всегда неправедное. В каком плане?
Не в том, что человек кого-то обманывает, а в том, что Господь всегда нам дарует что-то: любой талант, любой дар, любой успех у человека — это все дар Божий. Ум, какое-то искусство, хорошая профессия, здоровье — это все то, что Господь дарует каждому из нас. И мы призваны делиться этими дарами со своими ближними. Именно так, был задуман личностный мир, еще до грехопадения, когда все личности, получая от Бога благодать, то есть дар Божий, делились ей друг с другом, пребывая в общении и любви. Мы с вами призваны так же существовать в церковной общине. И в наше время, среди безумного мира существуют люди и даже целые христианские общины, где люди, живя в общине, помогают друг другу, например, есть на приходе врач, педагог, юрист и т.д. И все они помогают друг другу.
Мы также будем стремиться к этому, чтобы наша община была дружной семьей и в этот день хочу всем напомнить, что блаженство сотворенных существ заключается в прославлении Творца. Если человек не идет к Богу, он никогда не будет счастлив. Есть хорошая поговорка: «С милым рай и в шалаше» и, к сожалению, мир языческий, как во времена Христа, так и в наше время не дает человеку идти к Богу и стать счастливым. Он пытается сделать человека глубоко несчастным, постоянно утопающим в страстях, стяжании, гордости, тщеславии. А самое что страшное — нашим потомкам то, чем мы занимались, становится неинтересно и все, на что мы тратили свою драгоценную жизнь отправляется на помойку. Вспомните каков был критерий богатства в советское бедное время: ковры, висящие на стенах, хрусталь, купленный за границей и где все это сейчас? Все это ничто и мишура ради которой не стоит тратить свою жизнь. Поэтому, братья и сестры, будем богатеть в Бога, естественно, что необходимо соблюдать золотую середину. В Священном Писании, в других местах, также говорится то, что пьяницы, тунеядцы и любодейцы царствия Божьего не наследуют. Только трудящийся может войти в царствие Божие, но другую крайность — любостяжание мы также должны отрицать. Именно поэтому Христос, в дальнейших стихах сегодняшнего Евангельского чтения говорит, что Отец наш Небесный знает все наши нужды и если мы будем исполнять заповеди Божии, стяжать Бога, стремиться ко Христу, то все остальное приложится нам. Ищите прежде царствие Божие и правды его и все остальное приложится вам.
Аминь.
Иерей Димитрий Бажанов
Храм святителя Луки Крымского
Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка