Видео Настоятель Проповеди духовенства

Воскресная проповедь в неделю о блудном сыне

Святая Церковь сегодня предлагает нам Евангельские чтения, где мы слышим притчу «О блудном сыне».

Для людей, которые выросли в христианской культуре, этот образ знаком из очень многих произведений христианских классиков, из детских произведений самое известное — это «Пинокио», которое на русский язык перевел Алексей Толстой назвал его «Буратино», о том как неблагодарный ребенок уходит от отца, «набивает шишек» и потом возвращается. Образы этой притчи очень хорошо нами понимаемы, в образе отца мы узнаем образ Бога, а в образе двух детей: старшего и младшего, мы узнаем следующих персонажей-старший сын, по одному из толкований -это ангелы, которые пребывают с Отцом Небесным  всегда, по другому, более распространенному-это фарисеи, мнимые праведники, которые считают себя выше других, и полагают, что исполняют все, что повелел им Бог. Образ младшего сына-это образ грешников, в частности мытарей, образ всего павшего человеческого рода, который в лице Адама и Евы, совершив грехопадение, отпал от Бога, скитается по земле и ищет Отца Небесного. Эта притча была очень понятна для современников нашего Господа, для нас она не так понятна, так как мы не осознаем, какой властью в те времена обладал отец.

 Отец для своей семьи был судьей, законодателем, отец принимал все решения. Все в семье зависело от него. Жена обычно приносила ребенка к мужу, клала его на землю, если отец брал его на руки, ребенок считался законнорождённым, если нет, за ребенком никакие права не признавались. Нужно понимать и осознавать насколько здесь удивителен образ милосердия отца. Когда младший сын требует от отца дать ему свое, то по сути своей он говорит, отец, ты уже долго живешь, дай мне мою долю. Согласно книге Второзакония, в 22 главе изложено, что старшему сыну, обычно полагалось-2/3, младшему-1/3 от наследства. Младший из детей, совершенно по-хамски, подходит к своему отцу, говоря простым языком, говорит следующее: папа, ты что-то зажился уже, дай мне денег, мою часть наследства, я хочу уже пожить для себя, хорошенько отдохнуть. Отец не наказывает своего сына, не применяет к нему никаких репрессий, что было естественным явлением для ветхозаветных времен, а решает дать ребенку возможность узнать, что значит быть без отца, на чужбине, он отпускает сына, дав ему его часть наследства. Этот образ нам хорошо понятен мы часто говорим Богу, что устали быть с Ним, нам не интересно исполнять заповеди Божии, нам не хочется быть со Христом, нам хочется пожить для себя, и как сейчас говорят, получить от жизни все.

Что происходит с каждым из нас в случае, когда мы отворачиваемся от Бога?

Все дело в том, что скрыться от Бога невозможно, Бог есть везде. Да, мы можем, конечно, уйти на страну далече, бывает так, что мама или бабушка приносят ребеночка в храм, крестят, ребенок растет и во время юношества или молодости ребенок решает, что быть с Богом совершенно не нужно. Начинает жить, как живет весь погрязший в вехе мир. Тогда и начинаются его «приключения», человек набивает те самые «шишки», приобретает те страшные раны, а кто-то понимает, что без Бога жизнь бессмысленна, без Него она просто пуста, и в итоге, очень часто человек задумывается зачем ему было уходить от Бога. Вся мишура, которую можно испробовать за деньги надоедает, водкой и наркотиками печаль не зальешь и не заглушишь, когда в притче говорится, что постиг ту страну голод-это образ, зачастую, Господь с помощью разных скорбей, призывает нас с вами, чтобы хотя бы в трудных, тесных обстоятельствах мы задумались, где есть наше отечество, что мы здесь странники, мы скитаемся, что без Бога не может быть счастья не в этой жизни ни в будущей. И сын доходит до крайности, поступает в услужение некому человеку, это образ беса, когда он вторгается в бессмертную душу. Младший сын доходит до того, что начинает работать в свинарнике, кормить свиней, для иудея это образ крайней деградации человека. Доходит до того, что человек питается вместе со свиньями, то есть живет в таких грехах, когда он начинает терять облик человеческий. И, наконец, до сына доходит, что он зря так блуждает, зря так мучается, что есть у него настоящее отечество и отец. И возопив к Богу блудный сын кается, и понимает,  что он уже не достоен называться сыном, что он настолько нагрешил в жизни, он решает вернуться к отцу и стать одним из его наемников.

Поступить к отцу на работу и жить уже не по-скотски, а по-человечески. Карабкаться обратно в сторону становления человеческой личности, снова стать человеком, каким задумал его Бог. Сын возвращается к отцу и отец, который является строгим судьей, как говорится в Евангелие «мил быть ему…», то есть отец сам идет на встречу блудному сыну. Отец не знал с какой целью к нему идет сын, снова хамить, требовать денег, просить помоги, ты мне должен, тем не менее, он идет на встречу своему сыну, являет ему милость, обнимает сына, принимает от сына покаяние, и не просто прощает его, а возводит в то самое достоинство, в котором он был до того, как пошел блуждать в страну далече. В церковнославянском языке, как и в греческом, правильный перевод отец приказывает своим слугам принести блудному сыну первую одежду, то есть те вещи, которые он носил ранее, ту одежду, что была ему домашней, кроме того отец полностью восстанавливает блудного сына в юридических правах, он дарует ему перстень. Перстень- знак того, что человек полностью может распоряжаться имуществом своего отца. Когда люди не умели писать, расписываться печать ставилась именно перстнем, отец дает сыну такие полномочия, которые полностью уравнивают его достоинства, также дарует ему обувь и начинается пир. С каждым из нас происходит также, если мы возвращаемся в свое отечество, возвращаемся к Богу Отцу. Господь для нас также устраивает пир веры-Евхаристию. Преддверие будущей вечной жизни и вечного блаженства.

Как поступает и как ведет себя старший брат?

Узнав, что в доме отца пир, он устраивает истерику, не желает войти в дом отца, он опрашивает слуг, что сучилось, по какому поводу пир, слуги с радостью говорят, что вернулся твой брат, однако,  старшему брату это не понравилось, совершенно, и он высказывает свои претензии отцу. Он даже не называет своего брата братом, он говорит сын твой пришел  и ты ему заколол тельца, а мне когда я хочу отдохнуть, погулять с друзьями даже козленка не закалываешь. Отец указывает старшему, что изрядно испытав, сын младший покаялся и вернулся к нему. И он по настоящему любит своего отца, потому что, как говорится в Евангелие «кому много прощено, тот много и любит», а старший сын, мы помним, что это образ фарисеев, которые просто исполняют предписание закона, они действуют по инструкциям, но холодны, по настоящему Бога не любят. Они считают, что четкими  предписаниями войти возможно в Царствие Божие, а Господь говорит, что этого не возможно. Если мы по настоящему не полюбим Бога, не будем просить у Него милости, и просить о прощении грехов наших, то теплохладной верой спастись невозможно. Эта притча о блудном сыне именно об этом.

Часто сечас на исповеди многие говорят о том, что нет сил, что они устали, что присутствует какая-то опустошенность, поэтому перед Великим Постом Господь обращается к нам с этой притчей, чтобы мы, прочитав ее, еще раз задумались о смысле покаяния, помнили что скоро придет «весна нашей души» -пост, где мы сможем очиститься от многих грехов, обновить свою душу и прийти ко Христу!

Аминь.

Иерей Димитрий Бажанов

Храм святителя Луки Крымского

Пожертвовать Мы «ВКонтакте» Церковная лавка